Формирование нравственных качеств на внеурочных занятиях в младших классах - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 175
  • Скачиваний: 10

Аннотация: в данной статье представлены исследования по проблеме формирование нравственных качеств на внеурочных занятиях. Задачей исследования является анализ современного образования, поиск проблемы в формирование нравственных качеств у обучающихся младших классов, и решение данных проблем через организацию внеурочных занятий

Ключевые слова: нравственные качества, духовно-нравственное развитие, современность, современное обучение, внеурочное занятие, формы внеурочных занятий.

Современные дети имеют проблему отхождения от адекватных ценностных ориентиров, у многих, равным образом, возникает вопрос оценивания себя, как духовно развитую личность с набором положительных нравственных качеств. Современность требует этого от людей, а также необходимость понимания толерантности, этики и природоуважения. В связи с этим, общество имеет необходимость в людях с избытком положительных нравственных качеств, которые и приведут к повышению уважения людей друг другом и заботе о природных ресурсах.

Нравственные качества играют важную роль в формировании личности. Развитие данных качеств у ребенка, должно являться главным фактором в образовании, так как это формирует будущее детей. От этого зависит жизнь подрастающего поколения.

Нравственные качества – необходимый набор правил, идеалов, устоев и мировоззрения, индивидуальный для каждого. В сочетании, они формируют и определяют моральные качества у человека, которые составляют образ самодостаточного и успешного человека. Другими словами, развитие нравственных качеств является одним из важнейших мотивов обучения младших школьников, для становления их как уважающего члена общества.

Развитие нравственных качеств и воспитание уважающего себя гражданина России, во много определяет ФГОС НОО. Перед людьми и школой поставлена задача в воспитании детей обладающих нравственными качествами, умеющих принимать правильные решения, способных мыслить, чувствовать и оценивания себя, как духовно развитую личность [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит на первый план воспитание нового типа личности. В связи с этим, можно сказать, что духовно-нравственное образование учащихся стоит на первом месте по развитию ребенка, как определенной личности или индивида. [3].

В рамках образовательного стандарта представлена организация внеурочной деятельности, как обязательный процесс образования, что содействует проявлению способностей детей в личностных, метапредметных результатах, и реализации в обществе [3].

Не только Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования способствует развитию у ребенка нравственных качеств и базовых национальных ценностей, но и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России» Данилюка А.Я. На данный документ ссылается вся внеурочная деятельность по воспитанию духовно-нравственного развития. Развитие патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, ценностей религиозных культур, семейных ценностей, формирование любви к труду, творчеству и науке, привитие  природоуважения и человечности, включает в себя «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», что указывает на благополучное формирование ребенка, как развивающегося индивидуума для жизни в социуме [2].

Нравственное образование, на данный момент, это проблема. Большинство людей, понимает, что чтобы возродить духовную сторону людей, необходима не только наука, материал и информация даваемые в школе обычным традиционным образованием. Ведь нравственные качества нельзя развить только благодаря учебе. Но и дополнительный импульс информации, основанный и придерживающийся только на развитие нравственных качеств, это внеурочные занятия. Но обычные внеурочные занятия по духовно-нравственному развитию людей также не устраивают, и выходя из этого можно выделить, что современность хочет простоты, удобства и новизны, не отрицается использование современных технологий, для лучшего усвоения информации новым поколениям младших школьников.

Педагоги прошлого широко рассматривали и давали характеристику самостоятельному нравственному воспитанию в пути развития личности, как важной роли в современном мире. И сегодня, педагоги ни на шаг от этого не отходят, именно это показывает Баранова Л.В. кандидат философских наук, доцент, и автор книги «Нравственность современного общества»: «….Современная нравственность делает упор на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает современного человека…» [1, с.40].

Рассматривая внеурочное занятие, как средство развития учеников младшей школы в духовно-нравственном направлении можно сказать, что при помощи различных форм организации деятельности учащихся можно развить благоприятные результаты, необходимые для роста и развития полноценного и развитого человека, как в самостоятельном плане, так и в роли социально значимого человека.

К примеру, кружки, раскрывающие собственные возможности человека, способностей, ценностей и талантов. Экскурсии, формирующие отзывчивость, внимательность к истории, природе и множеству другому. Секции, предлагающие общее развитие и познание в новых сферах жизни. «Круглые столы», представляющие развитие умения понимания минусов и плюсов своей работы в духовно-нравственном развитии. Общественно полезные практики, способствующие воспитанию учащихся умения и навыка достижения конкретных результатов в своей работе, с помощью которых младшие школьники становятся более самостоятельным и ответственным, как в обычной жизни, так и в собственном развитии себя, как нравственной личности. А также, в главной степени применение, школьных научных обществ, как средства развития учеников младшей школы в духовно-нравственном направлении, для саморазвития и самореализации.

Что в большей степени, положительно сказывается на рост уважаемого члена общества принимаемого людьми.

Проблеме развития нравственности школьников посвящены труды множества ученых-педагогов: Л.П. Буевой, Е.В. Беляевой, К.Д. Ушинского, Т.Д. Джишкариани, А.А. Гусейновой, Л.В. Барановой.

Таким образом, можно сказать, что развитие нравственных качеств младших школьников эффективно реализуются и осуществляются в процессе изучения курса внеурочных занятий направленных на самостоятельное развитие ребенка, как личности, способного оценить себя, в роли современного человека и индивида с действительно ценными душевными и духовными качествами.

Список литературы:

  • Баранова, Л. В. Нравственность Современного общества / Л. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 40
  • Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : [учебное издание] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2013 – 23 с.
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : введ. 6 10.2009г., № 373 / Мин – во образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2011.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: