Доклад на НПК
«Формирование навыков самоорганизации учащихся на уроках хореографии в условиях ДОП».
Актуальность исследования
При усовершенствовании системы образования Республики Казахстан приоритетным становится ориентация на такие векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, самоорганизация и развитие индивидуальности, при этом в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступает субъектность.
Программа РК по эстетическому развитию нацелена на развитие и укрепление национальных культурно-художественных традиций, воспитание творческой личности и развитие в каждом ребенке творческих способностей.
Творчески одаренные дети - это стратегический потенциал общества: забота о них сегодня - это забота о развитии культуры и социальной жизни завтра.
В период перехода школы на работу по новой теме ОЭР: «Возможности современных образовательных технологий в становлении субъектной позиции педагога и учащихся в условиях модернизации образовательного процесса» в рамках МО определена тема «Развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса в условиях инновационного развития школы», тема моей ОЭР «Формирование навыков самоорганизации учащихся на уроках хореографии в условиях ДОП».
Целью ОЭР является изучение уровня самоорганизации учащихся школы-центра дополнительного образования на уроках хореографии.
Предметом исследования данной работы представлены навыки самоорганизации учащихся.
Объектом исследования являются учащиеся хореографического коллектива "Улыбка."
Гипотеза: Если у учащихся формировать навыки самоорганизации на уроках хореографии, то это будет способствовать развитию субъектности.
В соответствии с темой и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- 1. Раскрыть сущность самоорганизации.
- 2. Рассмотреть особенности детей школьного возраста с целью выявления недостающих навыков самоорганизации в коллективе "Улыбка".
- 2. Провести империческое исследование.
- 3. Проанализировать результаты имперического исследования.
4.Осуществить выбор эффективных методов развития самоорганизации.
Основы формирования самоорганизации как совокупности свойств, черт характера исследовали Г. С. Никифоров, А. К. Осин, С. Н. Шуткин и др. Работы В. Н. Донцова, С. Б. Елканова, Н. В. Кузьминой, В. А. Львович, Я. О. Устиновой и др. посвящены рассмотрению самоорганизации как деятельностного образования, проявляющегося в умении или комплексе умений организовывать свою деятельность. Для воспитательных целей школы (как отмечают авторы) нужно направить весь учебно-воспитательный процесс на формирование у учащихся потребности и способности самоорганизации. В этом случае, энергия и сила учителя умножится в десятки и сотни раз на энергию и силы всех учеников, и их соединенным силам будут не страшны любые трудности обучения и воспитания. В.А. Сухомлинский считал, что воспитание, побуждающее к самоорганизации, - это и есть... воспитание, и любое воздействие учителя только тогда эффективно, когда оно созвучно внутренним потребностям школьников, когда оно вызывает их собственную активную деятельность, направленную на осуществление поставленных задач, то есть на самоорганизацию.
Научное определение "самоорганизация"- это совокупность свойств черт характера.
На бытовом уровне , то есть в нашей повседневной жизни под словом "самоорганизация" мы понимаем свою собственную способность делать все правильно.
Практическая значимость данной работы с детьми направлена на коррекцию (умение реагировать на быстрое изменение событий, успешно решать поставленные задачи, своевременно вносить коррективы) и заключается в том, чтобы помочь детям привить навыки самоорганизации через дифференцированный подход, сделать детей лучше, научить их самостоятельно ставить цели, и достигать их, планировать время, вырастить гармонично-развитую личность. А так же полученные данные эмпирического исследования позволят разработать систему формирования навыков самоорганизации, которая может быть использована другими педагогами и родителями.
Цель моей работы помочь решить проблемы формирования навыков самоорганизации школьников через занятия творчеством, в данном случае через занятия танцами.
Для реализации этой цели важно видеть обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную задачу занятости детей в свободное от учебы время, профилизацию и решение проблемы, связанной с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Система дополнительного образования предоставляет учащимся:
- свободу выбора
-вариативность
-личностно-ориентированный подход
-реализацию коммуникативных потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересов
-возможность творческой самореализации учащихся
-комфортную эмоционально - психологическую атмосферу
-самостоятельную выработку стандартов (самостандартизацию).
Хореография – искусство любимое детьми, однако не стоит забывать, что учиться танцу – тяжелый труд, свободу в танце может обрести лишь тот, для кого тяжелые выдуманные движения становятся естественными. А это происходит лишь в результате постоянной, кропотливой работы. На своих уроках я пытаюсь выстроить обучение хореографическому мастерству таким образом, чтобы:
- задействовать фантазию и воображение детей,
- учить их общению с окружающими людьми, (участие в конкурсах, концертах, сотрудничество с другими танцевальными коллективами)
- создавать комфортную психологическую атмосферу,
формировать реальную позитивную самооценку своих сил и возможностей.
В хореографический ансамбль «Улыбка» дети приходят в основном по желанию, без строгого отбора. В этом еще одна причина моего пристального внимания к следующей проблеме: как, опираясь на достаточно скромные физические данные ребенка работать над его продвижением к успешной деятельности, сделать каждодневный тяжелый труд привлекательным, желанным, радостным.
Для результативной работы коллектива нужны не только способности в хореографии, а еще и желание, трудолюбие, выносливость, а также дисциплина и самоорганизованность. В процессе работы с детьми и путем наблюдения за их деятельностьюя пришла к выводу, что у многих детей проблемы с саморегуляцией.
В начале учебного года я провожу диагностику Щебетенко "Организованный ли вы человек?", в которой прослеживаются такие критерии как: самооценка, целеустремленность, самоконтроль. Детям предлагается ответить на такие вопросы как:
- Имеются ли у вас главные цели в жизни?
- Планируете и контролируете ли вы свое время?
- Можете ли вы отличить важные дела от второстепенных?
- Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
- Пунктуальный ли вы человек и т. д.
| Высокий 72-78 б. | Средний 63-71 | Низкий 63 и меньше |
2016-2017 | - | 35% | 65% |
2017-2018 | - | 40% | 60% |
По результатам исследования видно, что детей с высоким показателем в группе нет.
Средний уровень показали 35% и 40% группы соответственно (данная категория считает организацию неотъемлемой частью работы. Это дает им преимущество перед теми, кто принимает организацию в случае крайней необходимости. Но этим детям необходимо улучшить самоорганизацию.
Остальные 65% и 60% соответственно имеют низкий уровень самоорганизации. Их образ жизни, и окружение научили их быть кое в чем организованным. Организованность то появляется в их действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Этим детям нужно постараться проанализировать свои действия, расход времени (целеустремленность самоконтроль).
Чтобы стать организованным человеком, нужно иметь волю и упорство в преодолении собственной лени. Моя задача как педагога путем наблюдения и практических занятий во-время распознать, и скорректировать западающие аспекты различными методами:
- путем создания индивидуальных маршрутов
-путем своевременного выполнения заданий, поручений (организовать сбор на репетицию, приготовить костюмы ) и т. д.
- привлечением детей к самостоятельной работе (быть в роли учителя-репетитора, отрабатывая с коллективом определенную схему движений),
-умением организовать себя для эффективности общего дела,
-умением грамотно ставить перед собой цель, принимать решение.
- Умением грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину.
- Умением согласовывать и адекватно координировать свою деятельность с другими ее участниками.
- Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Данную работу я провожу во время занятий, выступлений, конкурсов, открытых уроков, и т. д.
Мои творческие поиски и результаты диагностики привели меня к мысли, что главная задача педагога:
- создать в коллективе комфортный психологический климат, а так же в детях, путем привлечения их творческому процессу на данном этапе нужно развивать такие недостающие навыки самоорганизации как: самооценка, целеустремленность, самоконтроль.
- формировать навыки контроля и адекватного оценивания своей деятельности.
- научить самостоятельности в организации творческой и концертной деятельности. (организовать сбор на репетицию, приготовить костюмы (собрать костюмы) , планированию и контролю своей деятельности, определяя сроки, способы и средства ее организации (завести ежедневник, написать план на день, на неделю, на месяц и строго придерживаться всех пунктов).
- формировать навыки ответственности за результат, (выучить материал и отработать его так, чтобы не выпадать в танце из общей массы, стараться прийти на репетицию во-время, в полном составе)
Создав необходимый психологический настрой, я начинаю работать на адекватный анализ деятельности. Совместно с ребятами мы разрабатываем критерии и эталоны оценивания каждого элемента: правильность исполнения движений, музыкальность, выразительность исполнения, эмоциональность исполнения - это дает ясность в оценке результатов и самооценке. На своих занятиях я предлагаю ребятам по желанию продемонстрировать точное и правильное исполнение танцевального элемента. Вызвавшиеся ребята, продемонстрировав элемент, обсуждают с группой допущенные ошибки или соглашаются об их отсутствии. Таким образом, суждения друзей формируют собственную адекватную самооценку, и как показала практика - положительную. После исполнения каждого элемента, проходит рефлексия действий, мы обсуждаем, как и почему мы не достигли эталона, над чем нам необходимо работать, есть ли причины в дисциплине, влияет ли на результат память и внимание каждого и т. д.
В конце каждого занятия мы подводим итоги. Обсуждаем проделанную работу, сопоставляем с тем, что планировали в начале занятия и что сделали, достигли цели занятия или нет. Проговариваем, что нам помешало, что помогло на занятии, какие пути решения проблем можем предложить, для достижения лучшего результата. Обязательно даем оценку работы на занятии группе и каждому лично. Даже если хоть один из критериев детьми выполняется, мы это отмечаем.
Уровень подготовки уч-ся повышается из года в год, так как приобретается опыт систематическими тренировками, привитием детям навыков, что способствует развитию субъектности.
А так же для достижения результатов на уроках их множества технологий я выбирала технологию сотрудничества, которая в большей степени способствует развитию у школьников самостоятельности, развитию индивидуальных способностей.
Подводя итоги, можно сказать, что: «Самоорганизация» - это сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей совместно со взрослыми, поэтому в работе с детьми в большей степени я исхожу из понятий «сам», «самостоятельно».
Используемая литература
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
- 1. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан, 2006.
- 2. Послание Главы государства народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» Казахстанская правда, 2008г., №26, 7 февраля.
- 3. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. – М.: МАСШС, 2012.
- 4. Кабуш В.Г. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Минск, 2010.
- 5. Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского унивеситета. Серия: Психология. Социология. Педагогика. Серия 12. Вып. 4, Декабрь, 2010. - с. 153-161.
- 6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
- 7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 204 с.
- 8. Труфанова Н. А. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс]: http://www.cimpo.irkutsk.ru/deyatelnost/pedagogi/informaciya_po_gms/psihologiya/psihologicheskoe_sop/detskaya_odarennost_