Формирование навыков монологической речи на английском языке учащихся младшего школьного возраста - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 145
  • Скачиваний: 14

В обучении иностранному языку жив еще один миф, который звучит так: чем больше человек заучит, тем лучше он будет говорить. Продуктивность речи – это антизаучивание. Человек может заучить десятки диалогов и текстов, но быть не в состоянии общаться в реальных ситуациях. Почему? Да потому что ситуации практически никогда не повторяются и заученное высказывание окажется неуместным. Каждый акт речи в естественных ситуациях – это продуцирование какого-то нового содержания. Он соответствует данной ситуации общения в данных условиях среды и никогда в точности не повторяется. Исключением являются стереотипные фразы. Продуктивность – это всегда сиюминутно, ситуативно-новый продукт, соответствующий данной ситуации. Отмечая тематическую связность монологической речи как одну из ее особенностей, следует указать на неразумность заучивания наизусть готовых текстов как основы для ее развития. Такая речь оказывается механически зазубренной, без каких – либо элементов творчества. Самое трудное в обучении монологу, чтобы ученик научился комбинировать то, что он знает, творчески пользоваться материалом.

Другая версия. Успешность в заучивании текстов влияет на успех в других видах речевой деятельности. С каждым выученным текстом объем заучивания и точность воспроизведения будут увеличиваться. Творческая речь является ничем иным, как припоминанием ранее заученного и составление из них новые комбинации. Здесь можно согласиться только с тем, что заучивание наизусть – тренировка памяти, а память – основа развития интеллекта.

Думается, что нужно придерживаться золотой серединки. Заставлять учащихся бездумно все зубрить – значит заставить их возненавидеть занятия. Но то, что необходимо выучить, они должны выучить.

Монологическое высказывание самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, которое далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку связано с формулированием мысли средствами языка. Конечно, монологическая речь обладает особыми психологическими и лингвистическими особенностями. Лингвистическая характеристика монологического высказывания такова: многосоставность, разноструктурность, усложненный синтаксис, непрерывность, полнота, связывающие элементы. Монолог может быть сообщением, описанием, повествованием. Едва ли можно так охарактеризовать высказывания, составляемые учениками 1-3 классов. Но это только на первый взгляд!

Можно достичь прекрасных результатов при обучении этому виду речевой деятельности, если неукоснительно следовать главному – методические подходы необходимо соотносить с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, разнообразные методы и приемы обучения должны параллельно преследовать и цель развития ребенка.

Монологическая речь отличается непрерывным характером высказывания, в ней отсутствуют ненужные паузы. Ребенку младшего школьного возраста трудно следовать этому, говоря и на родном языке. Но, тем не менее, стараться, чтобы речь была таковой, нужно. Для этого важна определенная психологическая настроенность говорящего. Учитель должен помнить это и не разрушать ее, т. к. монолог – это, прежде всего, повышенная нагрузка на память, мышление. Поэтому первоочередная задача учителя состоит в развитии общеязыковых способностей и тех психических процессов, которые лежат в основе интеллектуального формирования личности ребенка.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: