Формирование мотивации на уроках СБО - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 256
  • Скачиваний: 7

«Все наши замыслы, все наши поиски и построения

превратятся в прах, если у ученика нет желания

учиться »

В. А.Сухомлинский.

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья  направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация детей  с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений и нарушений познавательной деятельности. Они  не в состоянии самостоятельно решать социальные и бытовые задачи. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Многие выпускники школ для обучающихся с ОВЗ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Это обусловлено тем, что наши дети:

- не могут  взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- специфические потребности в общении;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

- неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

- завышенная самооценка.

Социальную адаптацию  учащихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает изучение всех предметов,  входящих в учебный план школы для обучающихся с ОВЗ. Направленное формирование социально-бытовой компетенции осуществляется в ходе уроков  СБО.

Мотивация – волшебное слово для работы с детьми. Мотивация означает побуждение человека  к  деятельности для достижения цели. Без мотивации невозможно успешное обучение, так как она вызывает активность организма. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Как заинтересовать учащихся, чтобы предмет  для них стал любимым. Для этого надо, чтобы деятельность была связана с чем-то знакомым, интересующим их. Проблема учебной мотивации  актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей и родителей.

Для каждого школьного возраста характерны свои проблемы формирования мотива. Первой особенностью мотивации школьников средних классов является возникновение стойкого интереса к определенному предмету. Формирование мотивации процесс длительный.  Интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний. Но развиваются привычка к бездумной деятельности и привычка хитрить. Учащиеся стремятся уйти от трудностей, и развивается мотив избегания неудачи. Отметка становится внешним мотивом, мотив достижения успехов в учебе не развивается.

Ученики больше привязаны к тем предметам, в которых больше успехов. Там же, где труднее, прилагают меньше усилий, а отметку хотят иметь лучше. Главная задача каждого преподавателя – не только дать определённые знания, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. С помощью наглядных и технических средств обучения на обучающихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Любой урок должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока.

Мотивационный цикл на уроке:

1-й этап: возникновение мотивации.

2-й этап: подкрепление и  усиление, возникшей мотивации.

3-й этап: мотивация завершения.

Рассмотрим эти этапы на одном уроке в 6 классе «Способы поддержания одежды в порядке ».

1-й этап: возникновение мотивации.

На этом этапе необходимо зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. Так при изучении темы «Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажной ткани» рассматриваем теоретические основы: из чего изготовлена одежда, виды тканей. На следующем уроке проводим практическую работу и начинаем урок со слов: «На прошлом уроке мы изучили разные виды тканей, но как эти знания применить на практике? Сегодня мы будем стирать изделия из хлопчатобумажной ткани, используя знания, полученные на прошлом уроке». Таким образом, определилась цель  на практическую работу с применением изученного материала.

2-й этап: подкрепление и усиление, возникшей мотивации.

Следующий этап подкрепляет мотивацию при следующих условиях:

1.           Чередование видов деятельности и применение дидактических материалов. На уроках используются различные виды работ: беседа о назначении одежды, показ образца,  демонстрация стирки, применение схемы «Правила и приемы стирки изделий», выполнение работы.

2.           Получение эмоциональной удовлетворенности от работы.

3.           Самоконтроль и самооценка, рассказ о своей работе, сравнение друг с другом выполненных работ.

3-й этап: мотивация завершения.

Данный этап также важен, так как настраивает учащихся на следующий урок. В конце урока выставляются оценки за проделанную работу. Оценки могут быть одинаковые, а комментарий к ним разный. Выделяется, что получилось, а что нет при работе, выражается надежда на старание в следующий раз.

Нужные потребности и мотивы могут быть сформированы у учащихся только в процессе их собственной деятельности. Необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которые ставит учитель перед учащимися, имели бы для них ясно понимаемый и лично значимый смысл. Показать значимость полученных знаний и умений в повседневной жизни.

«Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании». (Рубинштейн С.А)

Важно заинтересовать ребят, заставить их думать. Обучающиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

Для повышения мотивации обучающихся используются следующие формы обучения: урок-«Что? Где? Когда?», урок-сказка, урок-экскурсия, урок- деловая игра, урок «за круглым столом», урок-викторина, урок-КВН, урок-конкурс, урок-семинар,  урок-зачет. Рассмотрим некоторые формы нетрадиционного обучения.

Урок - “Что? Где? Когда?”

Учащихся заранее разделены на две группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1.                Вступительное слово учителя.

2.                Разминка – повторение всех ключевых понятий темы.

3.                Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются орбиты.

4.                Игра “Что? Где? Когда?”

5.                Подведение итогов.

6.                Заключительное слово учителя.

Урок – сказка

Такая форма проведения урока захватывает учащихся. В ходе урока дети выполняют различные задания сказочных героев, освобождают их из плена, преодолевают препятствия и к концу урока поставленная цель всегда достигается и реализуется.

Урок – экскурсия

Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.
План проведения.

1.                Сообщение темы.

2.                Вступительное слово ведущего.

3.                Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод-ученик, учитель, родитель  и др.

4.                Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

Урок – деловая игра

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на 2 группы. Каждая группа получает карточки с ситуациями  и затем моделируются, разыгрываются эти ситуации, либо у обеих команд одинаковая ситуация, но разные решения. Проводится обмен мнениями.

Урок “за круглым столом”

Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает обучающимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

Урок - КВН

1.                Приветствие команд (домашнее задание).

2.                Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

3.                Домашнее задание (каждая команда задает по 2-3 вопроса заранее подготовленные).

4.                Выполнение по 3–4 задания членами команды у доски.

5.                Задания капитанам команд (по карточкам).

6.                Подведение итогов.

Урок - семинар

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара учитель подводит итог урока.

Урок–зачет

Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами – свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают хорошо усвоившие тему обучающиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение заданий с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на две группы, назначается консультант. Каждая группа получает карточки–задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные выполняют самостоятельно. Консультанты координирует и ведет учет. Учитель следит за работой всех.

Таким образом, целесообразное применение активных форм и методов на уроках социально-бытовой ориентировки стимулирует, активизирует деятельность обучающихся, формирует сознательное отношение к процессу обучения. Конфуций писал «Учитель и ученик растут вместе». Все эти формы и методы уроков дают возможность расти и как ученикам, так и учителю.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: