Формирование культуры семейных взаимоотношений у детей в условиях детского дома - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 141
  • Скачиваний: 2

Проблема формирования культуры семейных отношений  поистине вечна. Она проходит через всю историю гуманитарного знания и сохраняет свою актуальность в современной педагогической науке.

Именно семья выступает посредником между индивидом и обществом, поддерживает баланс семейных и общественных  интересов посредством естественного регулирования, удовлетворяет духовные потребности, обеспечивает первичную социализацию. В семье заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы.

В современном обществе происходят сложные процессы трансформации и переосмысления семейных ценностей, нивелирование традиционных семейных устоев – замена системы «семьецентризма» с ориентацией на ценности долга, ответственности, рождения и воспитания детей на систему «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, что выражается в ослаблении внутрисемейных взаимоотношений, утрате межпоколенной связи, увеличении разводов, росте числа незарегистрированных браков

Вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как сопряжено с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, чаще своих сверстников оказываются жертвами или участниками преступлений, с большим трудом устраиваются на работу, теряют принадлежащее им жилье, не способны создать полноценную семью

Все это привело к возникновению противоречий между:

  • общественной потребностью в создании полноценной, психологически и физически здоровой семьи и низким уровнем, а порой и отсутствием элементарных знаний о социальных функциях семьи, умений и навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правильно строить внутрисемейные отношения, воспитывать детей, вести домашнее хозяйство;
  • желанием учащихся-сирот получить реальную помощь по вопросам культуры семейных отношений и    недостаточной подготовкой педагогических кадров в проведении воспитательной работы, ориентирующей молодое поколение на создание семьи на основе духовно-нравственных ценностей.

С целью разрешения данных противоречий в нашем  учреждении проводится по  социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вносятся качественные изменения в содержание воспитательной деятельности, совершенствуются формы и методы работы, расширяется перечень государственных и общественных организаций по сетевому взаимодействию в вопросах формирования культуры семейных отношений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это раздел «Семейное воспитание» в программе «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме» (авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.), а также работа с    вопитанниками по программе социальной адаптации  «Мы сами», «Контрольная для взрослых».

В процессе работы определяются  показатели проявления ценностного отношения к семье у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимание функций  и  ценности семьи для отдельной личности и для общества в целом, правильная мотивация на создание семьи и выполнение супружеских и родительских обязанностей; осознание необходимости ценностного отношения к семье, сопричастности семье и роду; понимание важности сохранения иерархичности семьи; признание главной обязанностью супругов рождение и воспитание детей; представление о нравственных качествах будущего супруга, осознание функционально-ролевых обязанностей супругов; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи, потребность в общении, взаимопонимании, доверии; чуткость к доброте, порядочности, верности; проявление ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях; умение владеть собой, управлять чувствами; способность к морально-нравственным ориентирам; активное участие в жизни семьи,  способность анализировать и принимать решения в жизненных ситуациях, нести ответственность за свои поступки, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в семье.

 Псхологические особенности детей, лишённых родительского попечительства.

  1. Отсутствие навыков продуктивного общения.

         Контакты таких детей поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно домогаются внимания и отвергают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя так, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

  1. 2. Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома.

Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

  1. 3. Адаптация к большому числу сверстников.

Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают  эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка.

Особая психологическая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. В одиночестве и обособлении от других происходит внутренняя работа, формируется самосознание.

  1. 4. Формирование иждивенческой позиции.

Дети живут  в интернате на  государственном обеспечении.  «Нам должны», «дайте» - это становится нормой для данной категории детей.  У них отсутствует бережливость и ответственность.

  1. 5. Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы по­ведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоя­тельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развива­ется ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность [36, с.143].

Особенности психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • • проблемы во взаимоотношениях с окружающими (неадекватная "Я-концепция", затруднение в формировании самосознания и др.);
  • • повышенная конформность (т.е. стремление соответ­ствовать мнению большинства), поверхностность чувств, бездуховность, жестокость, агрессивность;
  • • им труднее овладевать учебным материалом, у них не формируются общеучебные и специальные умения и навыки. Они не могут найти деятельность, позволяющую реализовать свои потребности и интересы;
  • • подросток чувствует себя  достаточно   взрослым  и  не желает, чтобы с ним обращались,  как с ребенком,  вместе с   тем   он   еще   слишком   инфантилен   и   не   имеет   приви­легий;
  • • у детей искажено  нравственное сознание  —  понятие о добре и зле;
  • • ограничен круг потребностей, интересы носят прими­тивный характер;
  • • отсутствует мотивация временной   перспективы,   свя­занной   с   отдаленным   будущим   (детская   непосредствен­ность, неумение сдерживать себя);
  • • нежелание задуматься над   своими   жизненными   планами,   даже  в   случае   ост­рой необходимости;
  • • занижена самооценка,   подавленность.   Они  легко  ра­нимы, остро ощущают свою заброшенность;
  • • не верят в возможность для себя другой жизни.
  • • личный мир  ребенка противоречив:  чаще  всего дети выделяют в себе только недостатки и не знают своих по­ложительных черт,  и в то же время  стремятся к свободе и самостоятельности;
  • • обостряется потребность в  сохранении к себе  общего положительного отношения;
  • • обострение интереса   к   самому   себе,   стремление   са­мому себе ответить на вопрос "какой я?";
  • • есть потребность  в  одиночестве  (это  необходимо  для внутреннего  сосредоточения).

 Воспитательная работа направлена на:

        Ориентацию выпускника на развитие качеств семьянина:

  • чувства ответственности за свою семью;
  • эмоциональной отзывчивости на чувства, переживания и заботы членов семьи;
  • потребности в общении, взаимопонимании, доверии;
  • проявлении ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях;
  • умение владеть собой, управлять чувствами;
  • способности к морально-нравственным ориентирам;
  • активности в участии и жизни семьи;
  • способности анализировать и принимать решения в жизненных ситуациях;
  • добросовестности в выполнении своих трудовых обязанностей в семье;  иметь навыки экономики и ведения домашнего хозяйства,

Повышение уровня знаний о культуре семейных отношений:

  • понимание роли мужчины и женщины, отца и матери  в семье,
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • знание о способах бесконфликтного поведения, о средствах контрацепции,
  • владение социально-бытовыми навыками;

Развитие уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования культуры семейных отношений.

 

  Формирование установки на рождение детей в браке, на воспитание детей в полной семье, планирование семьи в условиях официального брака.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: