Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Взаимодействие людей невозможно без общения, которое является необходимым условием формирования не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Необходимость общения обусловлена совместной деятельностью людей, поэтому грамотное общение является непременным атрибутом конструктивного взаимодействия.
Некоторые отечественные ученые считают общение ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей [2].
Общение одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности. А.А. Леонтьев рассматривает общение как процесс специфического вида деятельности – коммуникативной деятельности [6].
Такую же позицию разделяют М.И. Лисина, А.Г. Рузская, по мнению которых, общение детей дошкольного возраста представляет коммуникативную деятельность, компонентом которой следует считать коммуникативные навыки [7].
У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, в то время как у детей с нарушениями речи они не образуются спонтанно. В связи с этим, мы считаем достаточно актуальной проблему формирования коммуникативных навыков у дошкольников с такие видом тяжелого нарушения речи, как заикание.
В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения [5].
Как указывают статистические данные заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, JI.3. Арутюнян, JI. И. Белякова, М.А. Виноградова, Н.А. Власова, С.В. Дель, И.А. Сикорский, В.М. Шкловский, А.В. Ястребова и др.).
Исследования И.Ю. Абелевой и других ученых указывают на то, что заикание, прежде всего, является нарушением системы общения, приводящим к изменениям личности заикающегося [1].
Заикание появляется чаше всего в возрасте 2,5 - 4 лет, когда происходит переход ребенка к фразовой речи. Именно в этот период развития речевая функциональная система ребенка наиболее уязвима, в связи с чем, важной проблемой представляется коррекция заикания именно в дошкольном возрасте [3].
Как известно, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми становится наиболее значимым на этапе перехода ребенка к обучению в школе. Детям с заиканием свойственны слуховая и зрительная невосприимчивость, замедленное реагирование на слуховые задачи, что приводит к искажению воспринимаемой информации и ограничению коммуникативных возможностей ребенка, затруднению общения, формированию низкого статуса в коллективе класса. Данные факторы в конечном итоге приводят к нарушению социальной адаптации или дезадаптации дошкольника с заиканием.
Школьная дезадаптация представляет социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности. Школьная дезадаптация является причиной появления у детей с заиканием замкнутости, трудностей во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, асоциального поведения, конфликтов с родителями и одноклассниками, отказа от учебы. Таким образом, дети с таким тяжелым речевым нарушением как заикание входят в группу риска по школьной дезадаптации, соответственно, подготовка дошкольников с заиканием к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.
Для профилактики школьной дезадаптации детей огромное значение приобретает система взаимосвязанной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по формированию коммуникативной деятельности как слагаемого готовности к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства [4].
Коррекционная работа в отношении дошкольников с заиканием должна содержать последовательное и поэтапное усложнение коммуникативной деятельности и совершенствование внеречевых процессов заикающихся детей с учетом игровой деятельности, являющейся ведущей для данного возрастного периода.
Считаем целесообразными проведение следующих этапов работы по формированию коммуникативных навыков. В первую очередь, отметим необходимость коррекции заикания, формирования правильной, свободной от заикания речи. В данном направлении важно формировать речевое дыхание, развивать координацию движений, производить обучение ситуативной речи на материале коротких, а затем более развернутых фраз.
Не менее важное значение приобретает коррекция общих нарушений речи. В данном направлении необходимыми задачами являются: устранение дефектов звукопроизношения; уточнение, расширение словарного запаса; формирование грамматического строя языка; обучение связной речи. В данной связи можно использовать методы и приемы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста (Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Формирование коммуникативных навыков является следующим этапом, который представляется нам особенно важным в рамках тематики данной статьи. Работа данного этапа предполагает направленность на нормализацию внеречевых процессов, предполагающую формирование полноценного общего и речевого поведения (наблюдательности, устойчивости и распределения внимания, оценочных действий) а также развитие умений и навыков общения для адекватного, свободного, активного использования их в разнообразных коммуникативных ситуациях, включающее обучение навыкам употребления формул речевого этикета, составления диалога.
Работа по формированию коммуникативных навыков включает, в свою очередь определенные этапы:
На первоначальном этапе важно использовать элементарную самостоятельную речь, формировать языковые знания и первичные умения общения, умение воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать, совершенствовать невербальные способы общения, развивать и способности адекватного выражения своего эмоционального состояния.
На данном этапе могут использоваться: ритуалы приветствия и прощания с использованием невербальных средств выражения эмоций; упражнения на формирование чувства принадлежности к группе, упражнения на развитие уверенности в себе.
На втором этапе следует включать упражнения в пользовании более сложной самостоятельной речи, при этом важно закреплять умение отвечать без заикания короткими и развернутыми фразами, подбирать на один вопрос несколько однословных ответов, используя наглядную опору, уметь строить рассказ.
Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.
Коррекционное воздействие данного этапа направлено на выработку речевых навыков, адекватных стереотипов поведения в социально и личностно значимых ситуациях; повышение социальной уверенности детей; формирование умений и навыков, необходимых для реализации взаимодействия ребенка со сверстником (умение привлечь внимание к себе, установить эмоциональный контакт, слушать и понимать собеседника, находить компромисс при выполнении заданий).
На данном этапе могут использоваться совместные задания с постоянной сменой партнеров.
На третьем этапе используется элементарная контекстная речь: дети кратко и развернуто отвечают на вопросы (без наглядной опоры), рассказывают о последовательности выполнения предстоящей работы, пользуются объясняющей речью, учатся задавать конкретные вопросы, точно и кратко формулировать их. Коррекционное воздействие данного этапа направлено на совершенствование речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях. На данном этапе ребенок учится выступать в роли активного и ответственного участника коммуникативного процесса – ведущего, режиссера и т.д. Формулирование задания, словесное распределение ролей, планирование деятельности предъявляет довольно высокие требования к речи ребенка. Поэтому задача педагогов состоит в предоставлении каждому ребенку возможности выступить в роли героя или ведущего, в обеспечении успешности при выполнении этой роли. На данном этапе важно использовать игры с правилами; игры - драматизации; инсценировки; ролевые тренинги. Безусловно необходимым условием для всех этапов формирования коммуникативных навыков дошкольников с заиканием является установление с детьми контакта.В дальнейшем необходимо поддерживать формирование умений и навыков межгруппового взаимодействия.
Эффективность коррекционной и развивающей работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения в направлении формирования коммуникативных навыков во многом определяется участием и заинтересованностью в положительном результате родителей детей с заиканием.
Социально-педагогические и психологические исследования в области взаимодействия с семьей дошкольника показывают, что взрослый, осознающий ценность игрового общения и умеющий использовать в семейном воспитании стиль игры, является определенным эмоциональным фундаментом для своего ребенка. В связи с этим важно организовывать и работу с семьей в направлении профилактики школьной дезадаптации детей с заиканием: повышать психологическую компетентность родителей, оказывать им поддержку в процессе учебно-воспитательного процесса. Цикл занятий рассчитан на несколько встреч, тематика которых выбирается по степени актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе.
Важно как со стороны педагога, так и со стороны родителей проявлять доброжелательность как основной принцип общения взрослых с детьми; положительно оценивать поступки детей; фиксировать внимание сверстников преимущественно на положительных проявлениях личностных свойств ребенка; коллективно обсуждать успехи детей в группе, при этом не допускать коллективное обсуждение неудач.
Таким образом, коммуникативная готовность к школьному обучению и предупреждение школьной дезадаптации и неуспеваемости усилия и педагогов и родителей являются факторами снижения школьной дезадаптации, а также необходимыми условиями дальнейшей социализации дошкольников с заиканием.
Список литературы
- Абелева, И. Ю. Если ребенок заикается Текст. : пособие для родителей и учителей / И. Ю. Абелева, Н. Ф. Синицына. – М. : Просвещение. – 1969. – 144 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996. – 384 с.
- Белякова Л И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ рече-языковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся / сб. Психолингвистика и современная логопедия. – «Экономика», М., 1997. – С. 156-169.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – «Педагогика», М., 1973 г. – 144 с.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст.; под ред. А. Г. Рузской – М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 384 с.