Формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков, необходимых для проживания в современном обществе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 137
  • Скачиваний: 18

Формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков, необходимых для проживания в современном обществе.

Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности, умственных способностей другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии.

По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет контактирование подростков с нарушением в развитии, не только со сверстниками, но и с  взрос­лыми. Они часто не видят отличий в разговоре с взрослыми и сверстниками, не умеют задавать вопросы, при ответах теряются. Их речь косноязычна и засорена словами «паразитами»

Главная проблема ребёнка с нарушением в развитии заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» - под этими словами готов подписаться каждый из нас.

Как часто в нашем существовании (социуме, бытие) не хватает задушевных разговоров, добрых слов, умения слушать и слышать, нежных прикосновений, сопричастности к внутреннему миру другого человека, просто таких черт характера, как такт и деликатность. В жизни нередко контактируя с человеком, мы зачастую не знаем о нем почти ничего: его возраст, социальный статус, национальность, финансовое положение, но одно мы можем сказать с уверенностью уже после нескольких минут общения, приятен нам собеседник или нет. Будет ли желанен повторный контакт, независимо, от того деловое это общение или просто знакомство.

Поэтому, я в своей работе поставила во главу угла – коммуникативную компетентность.

Мы все знаем коммуникативная компетентность – это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками  межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.

Компоненты  коммуникативной культуры: творческое мышление; культура  речевого действия; культура самонастройки на общение;  психоэмоциональную регуляцию своего состояния: культуру жестов и пластики движений, культуру эмоций. Все является ценностным  отношением  к общению. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка с особенностями в развитии происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты  с несколькими людьми.

Начиная работать с такими  детьми,  наблюдая за ними,  постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы. Изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стало причиной  частичной утраты коммуникативных навыков  у этих детей. Дети просто не научились общаться, считая, что их никто не понимает, не доверяя никому, о своих проблемах стараются молчать. Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?

Решению этих задач способствует:

- знакомство детей друг с другом;

- создание условий для раскрепощения;

- их сближение и объединение;

- осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;

- развитие коммуникативных навыков и умений;

- снижение эмоционального напряжения.

При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения  мною используется: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. При выполнении упражнений подростки оперируют словесным, наглядным и практи­ческим материалом. Активный интерес к упражнению сти­мулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. Однако, к упражнениям,  которые требуют  серьезных усилий, дети данной категории относятся без энтузиазма, и к их выполнению быстро пропадает интерес .

Все это можно разделить на несколько направлений:

«Я и мой язык». Игры и упражнения,  направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Я  проводила такие  игры - упражнения «Странный город» дети гуляют по классу здороваются друг с другом, когда часы бьют час – они здороваются тыльными  сторонами ладонями, когда два раза правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три – здороваются спинами, четыре коленями.  «Разговор через стекло» невербальное общение. Человек смотрится в зеркало и остальные отражают его, повторяя все действия человека. Упражнение «Слепой и поводырь» установление доверительных отношений. У одного повязка на глазах, второй должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя уверенно. Игра «Волшебный сундучок» В сундучке разные сокровища  каждый по очереди выбирает  предмет и изображает невербально руками. Остальные догадываются, что он выбрал?

«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также реакций других людей. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию.   На занятии «Ты да я вместе дружная семья»  раздала детям  силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица, а они должны дорисовать эмоции, которые испытали  сами, по окончанию нашего занятия. Теперь  мы создадим общий плакат «Дружба» (коллективная работа). Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем? Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

«Я и другие». Игры, направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу.  Проводила такие упражнения на занятиях «Клубочек» дети по очереди обращались друг к другу «Я рад, что ты рядом со мной» наматывает на палец конец нити от клубка и отдает другому, когда все будут соединены одной нитью, поднять руки вверх и опустить на колени. Главное все сделать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем сматывать клубок в обратном направление. Упражнение «Пустой стул» -  умение понимать другого.  «Я рад общаться с тобой»  - установление контактов между детьми.

Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа, которую я провожу на каждом занятии. Я знакомлю с новыми словами, показываю, как употреблять их, шаг за шагом расширяя словарный запас детей. На занятиях дети часто  работают со словарем  Ожегова.

Для придания речи образности и яркости, на занятиях  знакомимся  с  пословицами и поговорками, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных пояснений  охарактеризовать какую – то  ситуацию, где они будут уместны.  «Собери пословицу из слов», «Продолжи пословицу»  Ответь на  вопрос: чему учит эта пословица?  Докажи.

«Весь мир театр, и люди в нём актеры» – слова великого В. Шекспира подтверждаются на каждом шагу.  Вместе с детьми мы рассматривали  различные ситуации, разыгрывали поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации. На занятиях дети разыгрывают различные жизненные ситуации. Например,  игра «Шанс и выбор»  дети работают  парами.  У  всех карточки с ситуациями. Предлагается обыграть ситуации или прочитать. Затем ответить на вопрос как бы вы поступили в данной ситуации. Например,  вот темы, которые мы обыгрываем на внеклассных занятиях:

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: