Формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков, необходимых для проживания в современном обществе.
Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности, умственных способностей другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии.
По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет контактирование подростков с нарушением в развитии, не только со сверстниками, но и с взрослыми. Они часто не видят отличий в разговоре с взрослыми и сверстниками, не умеют задавать вопросы, при ответах теряются. Их речь косноязычна и засорена словами «паразитами»
Главная проблема ребёнка с нарушением в развитии заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» - под этими словами готов подписаться каждый из нас.
Как часто в нашем существовании (социуме, бытие) не хватает задушевных разговоров, добрых слов, умения слушать и слышать, нежных прикосновений, сопричастности к внутреннему миру другого человека, просто таких черт характера, как такт и деликатность. В жизни нередко контактируя с человеком, мы зачастую не знаем о нем почти ничего: его возраст, социальный статус, национальность, финансовое положение, но одно мы можем сказать с уверенностью уже после нескольких минут общения, приятен нам собеседник или нет. Будет ли желанен повторный контакт, независимо, от того деловое это общение или просто знакомство.
Поэтому, я в своей работе поставила во главу угла – коммуникативную компетентность.
Мы все знаем коммуникативная компетентность – это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.
Компоненты коммуникативной культуры: творческое мышление; культура речевого действия; культура самонастройки на общение; психоэмоциональную регуляцию своего состояния: культуру жестов и пластики движений, культуру эмоций. Все является ценностным отношением к общению. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка с особенностями в развитии происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми.
Начиная работать с такими детьми, наблюдая за ними, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы. Изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стало причиной частичной утраты коммуникативных навыков у этих детей. Дети просто не научились общаться, считая, что их никто не понимает, не доверяя никому, о своих проблемах стараются молчать. Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?
Решению этих задач способствует:
- знакомство детей друг с другом;
- создание условий для раскрепощения;
- их сближение и объединение;
- осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков и умений;
- снижение эмоционального напряжения.
При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения мною используется: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. При выполнении упражнений подростки оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес к упражнению стимулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. Однако, к упражнениям, которые требуют серьезных усилий, дети данной категории относятся без энтузиазма, и к их выполнению быстро пропадает интерес .
Все это можно разделить на несколько направлений:
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Я проводила такие игры - упражнения «Странный город» дети гуляют по классу здороваются друг с другом, когда часы бьют час – они здороваются тыльными сторонами ладонями, когда два раза правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три – здороваются спинами, четыре коленями. «Разговор через стекло» невербальное общение. Человек смотрится в зеркало и остальные отражают его, повторяя все действия человека. Упражнение «Слепой и поводырь» установление доверительных отношений. У одного повязка на глазах, второй должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя уверенно. Игра «Волшебный сундучок» В сундучке разные сокровища каждый по очереди выбирает предмет и изображает невербально руками. Остальные догадываются, что он выбрал?
«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также реакций других людей. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию. На занятии «Ты да я вместе дружная семья» раздала детям силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица, а они должны дорисовать эмоции, которые испытали сами, по окончанию нашего занятия. Теперь мы создадим общий плакат «Дружба» (коллективная работа). Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем? Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.
«Я и другие». Игры, направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. Проводила такие упражнения на занятиях «Клубочек» дети по очереди обращались друг к другу «Я рад, что ты рядом со мной» наматывает на палец конец нити от клубка и отдает другому, когда все будут соединены одной нитью, поднять руки вверх и опустить на колени. Главное все сделать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем сматывать клубок в обратном направление. Упражнение «Пустой стул» - умение понимать другого. «Я рад общаться с тобой» - установление контактов между детьми.
Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа, которую я провожу на каждом занятии. Я знакомлю с новыми словами, показываю, как употреблять их, шаг за шагом расширяя словарный запас детей. На занятиях дети часто работают со словарем Ожегова.
Для придания речи образности и яркости, на занятиях знакомимся с пословицами и поговорками, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных пояснений охарактеризовать какую – то ситуацию, где они будут уместны. «Собери пословицу из слов», «Продолжи пословицу» Ответь на вопрос: чему учит эта пословица? Докажи.
«Весь мир театр, и люди в нём актеры» – слова великого В. Шекспира подтверждаются на каждом шагу. Вместе с детьми мы рассматривали различные ситуации, разыгрывали поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации. На занятиях дети разыгрывают различные жизненные ситуации. Например, игра «Шанс и выбор» дети работают парами. У всех карточки с ситуациями. Предлагается обыграть ситуации или прочитать. Затем ответить на вопрос как бы вы поступили в данной ситуации. Например, вот темы, которые мы обыгрываем на внеклассных занятиях: