Ребенок дошкольного возраста окружен социумом и природой. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Познание её объектов, процессов, происходящих в ней, явлений природы становится необходимостью для ребенка, который каждодневно так или иначе вступает во взаимодействие с природой и должен учитывать в своей повседневной жизни происходящие явления в природе. Представления детей среднего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Как указывает педагог Т.А.Серебрякова, формирование этих знаний у детей среднего дошкольного возраста служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности [1].
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы. Педагоги отмечают, что помимо здоровьеукрепляющего содействия, целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку.
Нами были проанализированы различные программы для дошкольных образовательных учреждений [2] с целью выявления в них вопросов экологического воспитания и выявлено следующее:
а) в программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ;
б) подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей среднего дошкольного возраста, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру;
в) программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности;
г) «Программа воспитания в детском саду» М.А. Васильевой рекомендует проводить работу по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с природой по сезонам в ходе прогулок и наблюдений.
Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие комплексных и парциальных программ воспитания дошкольников. Каждая из них включает вопросы экологического воспитания детей, используя при этом различные формы его организации, в том числе и прогулку.
В своем исследовании мы решили выявить эффективность прогулок в формировании экологических представлений детей среднего дошкольного возраста о сезонных явлениях природы. Были взяты две группы детей этого возраста в МБ ДОУ «Детский сад № 73 ЦРР» г. Бийска и обозначены как контрольная и экспериментальная группы. В процессе констатирующего этапа педагогического эксперимента было выявлено, что уровень сформированности экологических представлений о сезонных изменениях в природе экспериментальной и контрольной группы отличается незначительно и в целом является низким.
На формирующем этапе для повышения уровня сформированности этих представлений у детей мы внедрили в образовательный процесс экспериментальной группы в течение учебного года с октября по апрель серию из 9 целевых прогулок, направленных на углубленное изучение сезонных изменений в осенний, зимний и весенний период времени. В ходе прогулок дети учились отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды, с ними проводились игры, беседы, использовалось художественное слово, сюрпризные моменты, наблюдение, трудовая деятельность и др. По окончанию прогулок дети фиксировали свои знания в виде рисунков, аппликаций.
На контрольном этапе исследования вновь провели срез знаний у детей обеих групп о сезонных изменениях в природе. Его результаты показали, что количество детей с высоким уровнем экологических представлений о сезонных изменениях в природе в экспериментальной группе значительно увеличилось, а в контрольной группе увеличение было незначительным. Последнее объясняется тем, что дети год подросли, и у них повысилось общее развитие, в том числе и знания о сезонах года. Вместе с тем высокий прирост экологических знаний у детей экспериментальной группы свидетельствует о том, что целевые прогулки являются эффективным средством формирования экологических представлений о сезонных изменениях в природе.
Таким образом, наше исследование подтвердило, что целенаправленная работа дает ощутимый результат.
Литература
1. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Ред. Т.И. Ерофеева. – М, 1999. -188 с.