Диалогическое мышление формируется путем интериоризации внешнего для человека диалога во внутреннюю данность. Ведь само течение мышления у отдельного человека выступает как диалогическая деятельность. Диалогическое мышление формируется через диалектическую дискуссию, через обсуждение различных картин мира. Дискуссия в классе — это метод, который последовательно отражает идею Л.С. Выготского о социальной сути обучения. Природа мышления — социальная. Ж. Пиаже показал, что в основе моральных суждений лежит сотрудничество.
В диалоге на мировоззренческие темы у студентов развивается критическое и творческое мышление. Также на уроках философии происходит развитие целостного мышления. Под целостным мышлением понимается единство предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического (абстрактного) мышления при приоритете последнего. Наглядно-образное мышление опирается на представления. Абстрактное оперирует с абстрактными понятиями. Также под целостным мышлением понимается не механическое, а органическое единство отдельных компонентов мышления. Кроме того, целостное мышление есть творческая деятельность по созданию нового содержания.
Формирование целостности мышления достигается благодаря применению средств философского исследования в комплексе, на материале самых общих, целостных проблем, вбирающих весь спектр личностных смыслов человека. В философском обсуждении задействуется словесно-логическое мышление при установлении внутренних, существенных отношений между явлениями. Учебные дискуссии строятся исходя из спонтанных представлений студентов о добре, красоте, справедливости, честности и т. д. Ситуация спора, дискуссии на занятиях может возникнуть не обязательно на специальных уроках-дискуссиях, а в процессе обычных учебных вопросов на любом занятии, на различных его этапах