Разработка урока по шахматам, тренер — преподаватель Радченко В.В. , ДЮСШ№7, город Краснодар, январь 2018 год.
Тема урока: «Ферзь. Правила ходов и взятий».
Цели урока:
- познакомить детей с новой шахматной фигурой — ферзем, обучение всем вариантам передвижения ферзя по шахматной доске;
- развитие навыков игры с новой фигурой;
- воспитание уважения к партнеру.
План урока.
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Физ. Минутка.
- Закрепляющие упражнения.
- Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здраствуйте ребята!
-Тема нашего урока : «Ферзь. Правила ходов и взятий».
Повторение ранее изученного материала.
-На прошлых уроках мы познакомились с такими фигурами , как слон и ладья. Вспомним как ходит ладья?
Дети: По горизонтале и вертикале.
-Сколько стоит пешек ладья?
Дети: пять.
-А как ходит слон? Какик линии он любит?
Дети: Слон любит ходить по диагонале.
-Кто назовет стоимость слона?
Дети: три пешки.
Изучение нового материала.
- А теперь на шахматную доску я поставлю очень красивую фигуру. Эта фигура называется — ФЕРЗЬ.
- Ферзь — это самая сильная фигура на шахматной доске.
- Ф — так она записывается.
- Слово «ФЕРЗЬ» произошло от индийского «ФЕРЗИН», что означает ученый человек, советник. Ферзь ходит как ладья и, как слон. В этом вся сила ферзя. Стоит ферзь 10 пешек.
- С давних пор среди шахматистов бытует поговорка : «Феерзь любит свой цвет!» Это значит , что до начала игры ферзь располагается на поле своего цвета. Белый ферзь стоит на белом поле, а черный- …?
Дети: «На черном!»
- Ферзь ходит как ладья по белым и по черным клеточкам. И если он остановился на черной клетке, то с ней он может пойти как чернопольный слон. А если он остановился на белой клетке, то как дальше он может пойти?
Дети: Как белопольный слон! Давайте найдем клеточки, на которых стоят ферзи до начала игры.
- ( С помощью детей находим и ставим фигуры в их «домики») В каждом отряде — ты сам погляди-
Оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны.
Кто же посреди? Ферзь с королем-
Самые главные в войске своем.
Чтобы не путать , какие поля
Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет -
Белый на белом квадрате стоит,
Черному черный удачу сулит.
Есть свой квадратик у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя!
- Уберем все фигуры с доски, только ферзей оставим в их «домиках».
- Давайте посчитаем,на сколько сторон может пойти ферзь со своего домика?
Дети : Всего на 5 сторон.
- А если мы одного из ф какерзей поставим в центр шахматной доски , то на сколько сторон он теперь может пойти?
( Дети по очереди выходят к доскеи ставятфигуры противоположного цвета в том направлении , куда может двигаться ферзь. Считаем эти фигуры).
Дети: на 8 сторон.
- Наши ферзи не только ходят , как слон и как ладья. Они и нападают точно так же. Как вы думаете на какое количество фигур может напасть ферзь?
Дети: на 8 фигур.
Фигура эта так сильна,
Что потерять ее беда.
Скорей всего потеря эта -
Конец игре!
Тут песня спета.
- А как вы думаете, сколько ходов надо сделать ферзю , чтобы напасть из одного угла шахматной доски в противоположный?
Дети: один,как слон.
Физ. минутка
- Давйте разомнем свои ножки? Встанем и потянемся вертикально вверх. Ручки поставим горизонтально, а теперь диагонально.
Пальчиковая гимнастика.
Мама , мама
что, что,что?
Гости едут!
Ну и что!
Здрасте, здрасте!
( Далее пальчики «целуются» и обнимаются, большой с большим, указательный с указательными и т. д.)
Раз, два!
Выше голова!
Три, четыре!
Руки шире!
Пять, шесть!
Тихонько сесть!
- Кто мне напомнит — сколько направлении контролирует ферзь?
Дети: 8 направлений.
- На какое количество фигур и пешек ферзь может одновременно напасть и сколько побить?
Дети : Напасть на 8 фигур или пешек, а за один ход может убить только одну фигуру или пешку.
- Поставьте на своих досках фигуры следующим образом : белый ферзь на а1, черная пешка h2.
Дети: Фе5.
- Напади не две черные фигуры!
- Поставьте : белый ферзь е1, черная пешка с4, черная пешка f7.
Дети : Фе6.
- Следующее задание опять напади ферзем на две черные фигуры!
- Поставьте : белый ферзь f6, черный конь с8, еще один черный конь g3.
Дети: Фс3.
- А за какое количество ходов ферзь попадет на поле а8?
- Поставьте : белая пешка а2, белый ферзь а1.
Дети : за 2 хода Фh1-h8-a8.
- За какое количество ходов ферзь попадет на поле h8?
- Поставьте : черная пешку на h2.
Дети : за 2 хода Фh1-f8-h8.
- В следующем задании нужно указать на какие фигуры нападет ферзь.
- Поставьте фигуры в следующем порядке( надо под диктовку расставить на преподавательской доске для образца, как и в предыдущих упражнениях): белый ферзь е4, черные пешки на а4,а5, с2,d5,g2, h4,h7, черный слон е1, черный конь с7, черная ладья е8.
- Какой путь должен проделать ферзь , чтобы взять наибольшее количество фигур?
Дети самостоятельно ищут свой путь !
Первое место занимает тот у когот меньше всех осталось фигур на доске.
Итог урока.
- Сегодня мы познакомились с фигурой «ФЕРЗЬ». Научились правильно ходить и производить взятие фигур. Вы поработали отлично . Молодцы!
Домашнее задание.
- Дома , пожалуйста, потренируйтесь по сегодняшней теме на шахматной доске. Поиграйте с мамами и папами, расскажите, с какой новой фигурой вы сегодня познакомились, как она ходит и как бьет.
- До свидания, ребята.