Роль экскурсии в экологическом воспитании младших школьников на базе коррекционной школы.
Когда Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери спросил у географа, куда ему отправиться, тот предложил: «Посети планету Земля. У нее неплохая репутация». К сожалению, сейчас репутация Земли «подмочена».
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание — одно из самых важных направлений в современном воспитании. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе и ее богатствам. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Начальная школа — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему это с раннего детства.
Чтобы воспитать все эти чувства в детях, необходимо использовать различные методы и формы работы в этом направлении. По моему мнению, одна из ведущих форм экологического воспитания детей с нарушениями интеллекта — экскурсия в природу.
Экскурсия — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях, непосредственно в природе.
В ходе экологических экскурсий решаются следующие задачи:
- учить вести экологические наблюдения в природе;
- расширять и систематизировать знания о взаимосвязях в природе и об ее охране;
- развивать умение делать правильные выводы и применять полученные знания на практике;
- способствовать развитию познавательного интереса, расширению кругозора, пополнению активного словаря воспитанников;
- отрабатывать правила личного поведения в природе и технику безопасности;
- воспитывать бережное, рациональное отношение и любовь к окружающей среде.
Экскурсии бывают различными по целям, содержанию, месту проведения.
Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы воспитателя во время экскурсии, подведение итогов — все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе.
Экскурсии в природу являются эффективной формой экологического воспитания, способствуют формированию системы экологических умений, мышления, культуры, расширению кругозора, пополнению активного словаря обучающихся, формированию здорового образа жизни. При этом всегда необходимообращать внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием на наблюдаемом объекте природы большого числа людей, сломанные деревья, вытоптанные дорожки, мусор, выжженные места от костров.
Во время экскурсии устанавливаются соответствующие причинно — следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. В природе меняются взаимоотношения между детьми, они становятся добрее, отзывчивее, всегда приходят на помощь друг другу. Особое внимание отводится изучению вопросов по технике безопасности при посещении парка, леса, водоемов. Это способствует развитию умения заботиться о здоровье товарищей, собственном здоровье и сохранению жизни.
В процессе наблюдения формируется такое важное личностное качество, как наблюдательность. Умение наблюдать позволит дать правильное название тому или иному объекту природы. Наблюдательность — черта, которая формируется тем полнее, чем больше наблюдатель практикуется. На экскурсии можно рассматривать и проблемно-поисковые ситуации. Проблемные ситуации составляют органическую часть процесса познания и находятся в неразрывном взаимодействии с наблюдением, практической деятельностью и объяснением.
Экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Моя задача — донести до умов и сердец моих воспитанников, что от состояния окружающей среды зависит состояние человека.
На основе наблюдений и впечатлений, полученных на экскурсиях, дети, с моей помощью, составляли мини — рассказы о запомнившихся животных или интересных растениях; участвовали в школьных выставках поделок из природного материала, конкурсе фотографий и рисунков, за что были неоднократно отмечены почетными грамотами.
Например, проведенные мною такие экскурсии как «Знакомство с природой родного края», «Краски осени», «Весенние изменения в природе», «Экологический десант», сопровождались наблюдениями, выполнением заданий по сбору природного материала, уборке мусора, способствовали глубокому, неформальному познанию живой природы родного города, привитию любви к ней, пониманию её красоты, необходимости заботы о ней.
Процесс воспитания экологической культуры в младшем школьном возрасте включает разные виды совместной деятельности детей и взрослых, различные формы совмещения игры и творчества. Мои воспитанники участвовали в природоохранной акции " Покорми птиц зимой«.
Огромное значение в экологическом воспитание я отвожу экскурсиям в Дмитриевский краеведческий музей имени Вангейгейма, где ребята знакомятся с местными экологическими и краеведческими особенностями,узнают о животном и растительном мире родного края, о быте и традициях людей, живших до нас в Дмитриевском районе.
Интересной и познавательной была экскурсия на карьер Михайловского горно-обогатительного комбината Железногорского района. Здесь ребята столкнулись с проблемой загрязнения окружающей среды, связанной с добычей железной руды карьерным (открытым) способом.
Всем известно значение экскурсии в эстетическом воспитании, в пробуждении у школьников чувства восторга, переживаний, навеянных красотой природы родного края, в формировании убеждений в необходимости охранять её. К сожалению, многие из моих воспитанников приходят в школу с очень узкими, ограниченными и потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. И моя задача — научить ребёнка жить в согласии с природой, сохраняя своё здоровье, любить свою малую родину, окружающих людей и планету Земля.
Литература
- Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- № 5.-С.87-93
- Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№ 6.-С. 44-52
- Маневцова Л.М., Саморукова П.Г.. Мир природы и ребенок.—СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.
- Экологическая газета «Родничок».
- Экологический Совет при Курской областной Думе. Памятка по экологии (это должен знать каждый).Издание 4-е дополненное, Курск 2006г..