Конспект
по декоративно-прикладному искусству
«Дымковская лошадка»
Цель :
Познакомить детей с народной игрушкой, приемами ее лепки; развивать фантазию, воображение, формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Задачи:
1. Обучить технике лепки из глины.
2. Развивать творческие способности, эстетическое воспитание, интерес к лепке, умение планировать работу.
3. Воспитывать мотивацию, любовь и интерес к декоративно-прикладному творчеству, трудолюбие.
4. развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений), коррекция и развитие мыслительной деятельности.
.
Ход деятельности
Педагог: Какая ждет сегодня нас работа,
Поскорее узнать вам, конечно охота.
А мы будем ни клеить, ни резать, ни шить,
Мы будем, друзья, игрушки лепить.
-И лепить мы будем не из пластилина, посмотрите, что же лежит у вас на столах? Что это за материал?
Дети: глина
Педагог: «Глина – это природный материал, который встречается повсеместно. Глины различаются по цвету (белые, красные, голубые, зеленые и д.р.), по составу (жирные и тощие). Глина готова к работе, если она легко отстает от рук, не пачкая их. (предложить детям попробовать готова ли глина к работе) Глина быстро сохнет, поэтому незаконченную работу смачивают водой и накрывают мокрой тряпкой. Во избежание растрескивания изделия при сушке глину надо тщательно приминать (для устранения пустот). После сушки изделия белят (грунтовкой) а затем раскрашивают.»
- Сегодня мы с вами будем лепить Дымковскую игрушку, которая относится к «Декоративно-прикладному искусству
- Мы с вами уже знакомились с дымковской игрушкой,. Расскажите, как выглядит Дымковская игрушка. Обратить внимание на выставку (иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).
-Воспитатель:
Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Сегодня мы будем лепить дымковскую игрушку.
- Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
- Какие особенности мы увидели у дымковских игрушек?
Дети: округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромба, кольца)
-Главная особенность- лепка из глины по частям.
Физ. минутка:
«Пальчиковая гимнастика» (подготовка руки к лепке)
«Конь»
Конь меня в дорогу ждет постукивание пальцами рук по столу
Бьёт копытом у ворот
На ветру играет гривой махи руками в стороны
Пышной,сказочной,красивой.
Быстро я в седло вскачу постукивание пальцами рук по столу
Не поеду-полечу.
Цок-цок-цок,цок-цок-цок. Ритмичное сжимание кулачков рук
Там за дальней за рекой, помахать ладонями обеих рук.
Помашу тебе рукой.
– Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки.
Для работы нам понадобятся:
• Глина
• Подставка
• Стеки
• Блюдца с водой
• Салфетки для рук
• Салфетка для сглаживания игрушки
Практическая работа.
- Сегодня мы будем лепить коня.
Фигурку коня, народные мастера (а сегодня вы у нас мастера) лепят по частям. Педагог объясняет этапы лепки и показывает их. Во время самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать веселую народную музыку.
3. Соединение деталей по показу педагога.
-Все детали готовы. Следим за последовательность соединения деталей (глазами следим, как соединяю я, и делаем тоже самое со своими заготовками).
1. Сначала. Берем заготовку туловища, соединяем ноги, смачиваем руки в воде и заглаживаем поверхность деталей в том месте, где мы их соединили.
2. Затем. К туловищу присоединяем заготовку головы и уши, смачиваем руки в воде и заглаживаем поверхность деталей в том месте, где мы их соединили.
3. Теперь. Почти получилась фигурка, к этой фигуре прикрепляем гриву и хвост.
4. Потом. Заглаживаем поверхность игрушки смоченными в воде руками, отполировываем с помощью салфетки, смоченной в воде, ставим игрушку для высыхания.
4. Итог занятия
1. Выставка детских работ
-Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Дети демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении, к какому народному промыслу они относятся, каковы отличительные черты игрушки.
2.Беседа.
- С каким материалом мы работали? Что нового для себя вы узнали? Трудно работать с глиной? Что требуется от мастера при обработке глины, изготовление поделок?
3. Уборка места
-Стихотворение о возникновении и истории дымковского народного промысла.
Художница
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работаю старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит...нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поёт, бесхитросна светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
- На следующем занятии мы будем расписывать игрушки (украшать узором) которые мы сегодня с вами слепили. Спасибо вам умельцы -мастера, до свиданье.