Мысль о важности духовно-нравственного воспитания школьников не нова, ее актуальность не зависит от времени и эпохи. Но сейчас эта проблема стоит как никогда остро, потому что, к сожалению, многие лозунги, призывающие к обращению к корням, культурным и этическим ценностям, остаются лишь лозунгами: жизнь показывает совершенно обратное – СМИ ведут массированную атаку по одурманиванию и развращению народа. И только, по большому счету, школа по-прежнему остается борцом по сохранению и формированию духовно-нравственных ценностей. ФГОС 2 поколения официально заявляет о необходимости формирования нравственной основы в личности подрастающего поколения. И именно предметы гуманитарного цикла являются таким фундаментом.
«Невежда без души – зверь», - говорит Фонвизин устами Стародума. И это действительно так, только синтез знаниевой(предметной) и нравственной сторон образования помогает сформировать гармонично развитую личность.
В обучении русскому языку и литературе одним из основных является проблемный метод. Почему именно он занимает особое место в моей работе? Это связано с тем, что это метод, основанный на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Какие методические приемы я использую для создания проблемных ситуаций:
- подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- сталкиваю противоречия практической деятельности;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных социальных позиций
- побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяю проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.
Главное для меня, чтобы школьники мыслили и среди множества ответов находили правильный для себя. Важно то, чтобы школа не становилась формальностью, где получают отметки за выученный ответ, а становилась школой для жизни, в которой жизнь уже будет ставить отметки, а они будут более суровыми, потому что каждому придется ответить за свой нравственный выбор. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания.
Остановлюсь на примере тем сочинений в 8 классе: они могут носить различный характер, например: «Есть ли предопределение? Случайность или рок?» по «Песни о вещем Олеге»; «Можно ли оказать человеку в праве на существование?» по повести Гоголя «Шинель», для слабых традиционная тема «маленького человека»; при изучении рассказов Платонова и Куприна : для слабых – что роднит Сашку из рассказа « Гамбринус» и Мальцева из рассказа «В прекрасном и яростном мире», для сильных «Сашка и Мальцев – реалистические или неоромантические герои», также для способных учащихся предлагается, например, задание расширенного уровня « Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре, такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.
На мой взгляд, уже с 5 класса важно и нужно учить проводить дебаты, так как именно на такого рода уроках школьники в максимальной степени развивают свои коммуникативные навыки, учатся отстаивать собственную точку зрения, полемизировать, грамотно вести дискуссию. Например, по роману «Дубровский» были проведены дебаты на тему «Возможно ли было взаимное счастье Дубровского и Маши Троекуровой?…», «Благородный ли разбойник В.Дубровский?». На дебатах в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения. Но важен еще и тот момент, чтобы лидеры, как правило, были экспертами, так как при работе в группе «за» или «против» они могут давить на остальных участников, что не оставляет места для свободы выбора.
Для меня особенно важен момент, когда ребенок учится понимать и чувствовать красоту, красоту слова, мысли, а затем породить эту красоту в своей душе. Поэтому, чтобы помочь этому чувству максимально проявиться, использую технологии творческих мастерских и критического мышления. Остановлюсь на творческих мастерских, а в частности на том моменте, когда на основе внутренних ассоциаций рождается красота мысли, выраженная в тексте. Технологическая карта творческой мастерской была представлена следующим образом (работа по данной технологической карте решает такую проблему, как написание вступления в сочинении, что нередко вызывает трудности: с чего начать?)
- мотивация деятельности, ассоциации, оживление чувств вокруг любого предмета, воспоминание
- социализация (обсуждение)
- работа с материалом (работа в парах, группах)
- кульминация творчества (предлагается свое видение предмета).
«Три пальмы» М.Ю.Лермонтов.
- Какие ассоциации вызывает у вас Восток?
Пример ассоциаций предметных, абстрактных, цветовых, осязательных: оранжевый, красный, золотой, парча, шелк, жара, ветерок от опахал, пустыня, пряности, амбра, запах лотоса, ветивера.
После обсуждения выбор «своих» слов и на этой основе создание собственного текста.
Пример созданного на основе ассоциаций текста, «свое видение предмета»
Жара. Среди пустыни – дворец. Чувствуется легкий ветерок от опахал. Я вдыхаю яркие и тяжелые ароматы пряностей, роз и амбры. В душе покой и безмятежность, они переполняют меня. Всюду лоснится красно-золотой шелк. Песок раскаляется под лучами палящего солнца, золотая змейка сливается с ним…(из работы ученицы 6г Улановской Яны)
Или аналогичное задание в 8 классе «Образ Петербурга в сентиментальном романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (из работ учащихся)
Ассоциации: многолюдный, живой, исполненный эмоциями, голубой, как вода в фонтане, зной городского солнца, таинственный, музей, влажный воздух и т.д.
Петербург…Старый город…многолюдный, наполненный живыми, яркими эмоциями, впечатлениями. Дневной Петербург полон действия: шум машин, иногда кажущийся даже мелодичным, голоса людей- все это сливается в единый гул. Это запах прохлады утром, влажный воздух и первые, пробивающиеся из-за облаков лучи солнца, плеск водяных струй в фонтанах, звонкие голоса детей, бросающих монетки через плечо. А еще…еще белые ночи. Восторженные глаза влюбленных, неоновые вывески, которые вуалью обволакивают дома…(Плотниченко Настя, 8/2 класс)
На уроках русского языка и литературы я использую и элементы технологии критического мышления, так как сама технология достаточно объемна, в полной мере реализовать не всегда представляется возможным. Незаменима технология критического мышления при изучении критических статей, их сопоставительном анализе, а также ее использование возможно при изучении нового материала.
Элементы Технологии критического мышления.
- работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом)
- используется система знаков (согласен / не согласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение)
- выстраивается таблица
- парная мозговая атака
- обговаривается только самое важное, интересное или новое
- 2. обсуждение нового или острых вопросов
- 3. написание эссе-впечатления, синквейна и т.д.
При использовании данной технологии мы имеем выход на индивидуальный стиль мышления учащихся.
Для того чтобы проверить, насколько сформированы у учащихся метапредметные умения, использую не всю технологию критического мышления, а отдельные ее элементы, например, при изучении темы «Литературные направления на рубеже веков: классицизм, сентиментализм, романтизм» учащимся предлагается 3 неизвестных им текста без указания авторов. Учащиеся, опираясь на изученный ранее теоретический материал, выявляя ключевые слова, заполняют, так называемый, «двухчастный дневник», в котором комментируют ключевое слово. Исходя из своих наблюдений, делают выводы, к какому направлению может принадлежать тот или иной текст, а затем, анализируя авторский стиль, опираясь на те же ключевые слова, речевые обороты, определяют авторство.
В целом, работа с ключевыми словами носит универсальный характер: она позволяет понять мотивы поступков литературных героев, психологическое состояние, помогает глубже раскрыть их внутренний мир, так как для меня важно, чтобы учащиеся воспринимали героев произведений не просто как отвлеченные литературные образы, типы, но и как живых людей, со своими чувствами, мыслями, иначе литература будет не только не формировать духовно-нравственную сферу ребенка, но и являться оторванным от жизни учебным предметом.
Примером урока, проведенного с использованием элементов технологии критического мышления, является урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «А счастье было так возможно, так близко!..»
Любой урок должен становиться раздумьем над жизнью, поэтому даже игровые методики являются важным моментов в формировании духовно-нравственных ценностей.
Сюжетно-ролевые игры на уроках литературы, которые являются разновидность психодрамы и социодрамы.
Школьникам интересны такие сюжетно-ролевые игры, как «Суды» («Суд над Дубровским», «Суд над Чацким»). Насколько эффективно использование данной методики и каково ее назначение? Для меня очень важно, чтобы учащиеся смогли в «споре найти истину», понять мотивы поступков героев, с разных точек зрения рассмотреть проблему, поставленную перед ними, смогли отстаивать свою точку зрения. В процессе данной работы происходит социализация личности, формируется коммуникативная компетенция.
Для меня важно не только повышение уровня качества успеваемости учащихся, но более того, мне важно видеть, насколько меняется восприятие художественной литературы учениками, меняются их взгляды на мир, способ общения. Главное, чтобы урок для них стал открытием, поиском и осмыслением истины, чтобы после каждого урока ученик выходил из класса не только интеллектуально, но и духовно обогащенным, только в этом случае можно говорить об идее воспитания человека- творца.