Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе для орфографических минуток - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 109
  • Скачиваний: 4

В чём достоинство карточек?

  1. Многократность использования.
  2. Служат хорошей опорой для повторения перед диктантом или сочинением.
  3. Затрачивается минимум времени для проведения орфографической минутки.
  4. Ведётся поисковая работа, что способствует развитию познавательной активности школьников.

Для орфографической минутки стараюсь подобрать слова по одному типовому признаку, но одно-два слова должны отличаться от других, быть «сюрпризом», «изюминкой».

Например:

  1. Другая орфограмма или быть словарным словом.
  2. Безударная гласная не в корне, а в приставке или в суффиксе.
  3. Быть другой частью речи.
  4. Быть однокоренным словом.
  5. Быть синонимом или антонимом и так далее.

После многократного прочтения во время поиска ответа на вопросы учителя слова лучше запоминаются, даже была проведена проверка этому (было ли такое слово, какие слова были убраны). При ответах на вопросы я (учитель) вставляю пропущенные буквы красным мелом, чтобы служили «маячками» для запоминания, так как зрительная память у школьников младшего возраста превалирует над слуховой. (Я услышал и забыл, я увидел и запомнил).

Поисковая работа во время орфографической минутки развивает не только орфографическую зоркость, но и мышление, внимательность, умение обобщать и классифицировать, что способствует развитию познавательной деятельности и активизирует интеллектуальный потенциал. Привожу примеры различного вида карточек для орфографических минуток.

 

Орфографическая минутка

Чес_ный, радос_ный, ненас_ный, прелес_ный, праз_ник, мес_ное, чудес_ная, извес_ная, громоз_кое.

  1. Какая орфограмма объединила эти слова?
  2. В каком слове нет непроизносимой согласной?
  3. Какое слово «лишнее», так как является другой частью речи?
  4. Подобрать проверочные слова и определить какой частью речи они являются?
  5. Подобрать к прилагательным синонимы и антонимы. Списать прилагательные, выделить окончание, определить род.

Лес_ница, окрес_ность, трос_ник, вес_ник, учас_ник, чудес_ное, буревес_ник, час_ник, пас_бище.

  1. Определите по первым словам на какую орфограмму подобраны слова?
  2. Какое слово является словарным, т.к. его нельзя проверить?
  3. Найти «лишнее» слово:

А) нет непроизносимой согласной

Б) является другой частью речи

  1. Какие слова являются родственными?

Записать слова по памяти.

Пр_казы, в снег_пад, покр_снеют, у Снегур_чки,  о лед_коле, к_татья, из к_мочка, ск_вал, х_хочут, по м_розцу.

  1. Что общего у этих слов?
  2. Найти слова с безударной гласной в корне, в приставках, в суффиксах, в сложных словах?
  3. Какое слово «лишнее» и подобрать родственные слова к нему?
  4. Найти слово не относящиеся к теме «Зима», подобрать к нему синонимы?
  5. У существительных определить падеж.

С-сульки, ог_лилась, заз_ленели, м_лодая, по_вляются, тра_ка, скв_речник, св_стят, гр_чи, пр_талины, руч_ёк, лед_ход, пол_водье.

  1. Что объединяет эти слова, и в чем их различие?
  2. Какое слово «лишнее»?
  3. Докажи правильное написание слов.
  4. На какие группы можно разделить все слова?
  5. Запишите текст на тему «Весна», используя слова из карточки.

актический материал к  урокам русского языка в начальной школе для  орфографических «минуток»/

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: