Общение ребенка с взрослым – одно из главных условий в его психическом развитии. Оно обеспечивает ознакомление детей с общественно-историческим опытом людей, с помощью общения совершается обмен знаниями, приемами, результатами деятельности.
Вопрос развития диалогической речи детей остается одним из актуальных в теории и практике логопедии, так как речь является средством общения и инструментом мышления, зарождается и формируется в процессе общения.
Речь выполняет разнообразные функции в жизнедеятельности ребенка. Коммуникативная функция является основной и первоначальной – предназначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и интенсивно им осваиваются. Не что иное, как формирование функций речи стимулирует ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.
Диалогическая речь изучается разными науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Поэтому многие ученые занимались изучением данной проблемы: Бахтин М. М., Якубинский Л. П., Капитовская О. А., Лисина М. М., Плохотнюк М. Г. и многие другие. Являясь представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения.
Ученые полагают, что освоение элементарной диалогической речи является первичным по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой усвоения монолога. Этому способствует и связанность диалога: логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой, последовательность реплик. В раннем возрасте развитие диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.
Отмечается, что театрализованная деятельность является благоприятным полем для закрепления и развития диалогических умений. Ролевые диалоги в театрализованных спектаклях являются показателем развития диалога детей. Формируя игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и развивает все стороны диалога.
Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она хорошо изучена, но недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи.