Тема: Что человеку нужно для жизни?
Цель:
А) познакомить детей с необходимыми условиями жизнедеятельности человека.
Б) развивать логическое мышление, воображения.
В) воспитывать интерес к природе, стремление узнать новое, неизвестное.
1. Организационный момент.
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направим лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звёздочка стала большой, как солнце, и несёт тепло всем-всем. Тепло вам? Какое у вас настроение? А настроение зависит и от того, о чём мы сегодня с вами будем говорить.
Знакомство с новым учебником и условными обозначениями.
2. Актуализация знаний.
- Для жизни человека нужно многое. Что же именно?
Предположим, ты испытываешь сильную жажду. Чтобы ее утолить, тебе, нужна (вода).
Когда ты голоден, тебе необходимо что-нибудь съесть: бутерброд, йогурт, яблоко...значит ты нуждаешься в (пищи).
А теперь пробуй задержать дыхание. Сколько ты выдержишь без воздуха? Раз, два, три... не пройдет и полминуты, как тебе захочется сделать глубокий вдох. Это говорит о том, что тебе жизненно необходим (воздух).
Без энергии Солнца, без ярких, теплых лучей жизнь невозможна. Все живое на Земле погибнет, и ее окутает космический холод. Значит, человеку для жизни нужны (тепло) и (свет).
Заполнение схемы «Потребности и желания человека».
3. Работа с учебником.
Проверка правильности заполнения схемы.
Запись в тетрадь интересных фактов.
4. Работа с новым материалом.
- И так, мы с вами сделали вывод, что человеку ля нормальной жизнедеятельности необходимы тепло, вода, воздух, свет и пища. Эти условия жизнедеятельности являются его потребностями. А сейчас мы с вами остановимся более подробно на одной из потребностей человека. А на какой именно, в мне сейчас сами скажете.
- Вы знаете алфавит?
1. Назовите букву, которая стоит перед буквой «Р». (П)
2. Десятая по счету? (И)
3. Между «С» и «У». (Т)
4. Первая в алфавите? (А)
5. После буквы «М». (Н)
6. Перед «Й». (И)
7. Есть буква с рожками, а есть такая же без рожек? (Е)
- Какое слово у нас получилось? (ПИТАНИЕ)
- Да, более подробно мы с вами поговорим о питании человека, ведь правильное питание – это здоровье, сила, ум.
- Кто правильно питается, проживает в стране Здоровячков. Вы хотите проживать в этой стране?
- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?
- Чем питается человек?
- Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться?
Рисунок пищеварительной системы на доске
- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
- Как вы понимаете пословицы:
«Больному помогает врач, а голодному – калач».
«Голодному Федоту любые щи в охоту».
Физминутка.
Упражнение «Деревце» (для осанки)
- Стоя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.
-Послушайте стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушает».
Автор: Юля плохо кушает, никого не слушает.
Мама: - Съешь яичко, Юлечка!
Юля: - Не хочу, мамулечка!
Мама: - Съешь с колбаской бутерброд.
Автор: Прикрывает Юля рот.
Мама: - Супек!
Юля: НЕТ!
Мама: Котлетку?
Юля: НЕТ!
Мама: - Стынет Юлечка обед.
Мама: - Что с тобою Юлечка?
Юля: - Ничего, мамулечка!
Бабушка: - Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти хоть вот кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
Юля: - Не могу, бабулечка!
Автор: Мама с бабушкой в слезах.
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач.
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
Врач: - Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она
Безусловно, не больна,
А тебе скажу девица,
Все едят: и зверь, и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
Попрощался с Юлей врач-
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
Юля: - Накорми меня, мамуля!
Беседа с классом.
- Ребята, иногда дети, так же, как и Юля, отказываются от еды.
- А почему важно кушать? Для чего? (Ответы детей)
- Человек, который объявляет голодовку, становится слабым, вялым, не может ходить. Как сказал врач из стихотворения Михалкова – Глеб Сергеевич Пугач: «Питаются все: и звери, и птицы, и насекомые».
- Ребята, а как питаются люди?
- Давайте попытаемся разделить продукты на две группы: полезные и вредные.
Карточки на парту: фрукты, чай, карамель, масло, мясо, молоко, хлеб, яйцо, супы, овощи, каша, сметана, торт, пирожок, чипсы, майонез, газировка, шоколад, сало.
Рефлексия.
- Что полезного вы узнали, чему научились, что интересного унесёте с собой с урока?
- О чём говорили на уроке?
- Назовите основные потребности человека.
- Какой должна быть пища?
Итог урока.
- Если хочешь быть здоров, позабыть всех докторов,
Будь разборчивым в еде, чтоб не навредить себе,
Больше фруктов, овощей, и орехов не жалей,
Меньше сахара и жира!
Будешь стройным и красивым!
Домашнее задание: прочитать текст на странице 4 и запомнить основные потребности человека.