Части речи. Глагол - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 128
  • Скачиваний: 8

Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Времена глагола»

Учитель: Оздоева Фатима Мовсаровна

Цели:

•        Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол»;

•        Знакомство с темой  о трех временах глагола;

•        Формировать у учащихся способность определять время глагола.

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;

-карточки.

Ход урока

•        Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте мысленно подарим друг другу добрые слова, улыбнемся и пожелаем доброго дня. А я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Садитесь!

Итак, сегодня на уроке мы совершим путешествие, ведь путешествуя, человек узнает много нового и интересного. Мы окажемся с вами в трех разных странах и познакомимся с обычаями и традициями этих стран.

- А как вы думаете, какая часть речи поможет нам совершить это путешествие? (Глагол).

- Конечно же, глагол, ведь только ему дана способность «оживить» окружающий нас мир, с помощью чего мы узнаём, что всё в этом мире двигается, меняет свои краски, звучит, живет.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, оставляет одну строчку для того, чтоб немного позже записать тему урока.

Беседа с учащимися:

- Вспомните, пожалуйста, что такое глагол? (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?). Молодцы!

•        Лингвистическая разминка.

Но дорога нам предстоит дальняя, а чтобы её преодолеть, вам понадобятся все знания по теме «Глагол», которые вы приобрели. Вот ваше первое испытание, которое покажет, достойно ли вы подготовились к тому, чтоб совершить длительное путешествие. У вас на столах лежат пропуски. Пожалуйста, заполните их, поставив  знак +  в соответствии с ответом на вопрос:

Да

Нет

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

Верно ли следующее утверждение:

1. Глагол «шел» - в форме условного наклонения.

2. «Поздравьте» - в форме повелительного наклонения.

3. «Наблюдает» - в форме изъявительного наклонения.

4. Глагол бывает в предложении определением.

5. Глагол «пишет» - совершенного вида.

6. Глагол «выполняю» - в форме 3 лица.

7. Глагол «справились» в форме множественного числа.

Справились? А теперь соедините варианты ответа, начиная с первого номера. Какая оценка у вас получилась?

У всех ли получилась «пять»? Покажите мне ваши пятерки. Молодцы, теперь смело можно отправляться в путь.

•        Актуализация знаний.

Работа с текстом.

Прочитайте следующее четверостишие:

Растаял снег, уже летят

Из дальних стран весны гонцы.

А мы вновь вспомним про обряд –

На Масленицу печь блинцы!

- Друзья, какие ключевые слова можно выделить в этом стихотворении? (Весна, Масленица).

Конечно Масленица, ведь совсем недавно завершились народные гулянья, посвященные этому празднику. И у вас, наверняка, осталось  много хороших воспоминаний об этом празднике.

Ну а теперь поработаем с тексом стихотворения.

- Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло. На какой вопрос отвечает глагол? ( растаял, что сделал?)

- А теперь назовите глагол, обозначающий действие, которое происходит в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня. (летят, что делают?).

- Продолжаем путешествие. Найдите глагол, обозначающий действие, которое произойдет позже, потом, после нашего разговора. На какой вопрос он отвечает? (вспомним, что сделаем?)

- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте её,

пожалуйста. Запишите тему в тетрадь.

А теперь попробуйте определить цели нашего урока. Что мы должны сегодня повторить?...(мы с вами сегодня вспомним, какие же времена есть у глаголов русского языка, повторим, все ли глаголы могут изменяться по временам).

•        Закрепление знаний.

Ребята, а как вы думаете, Масленицу только в России отмечают?

А с чем Масленица ассоциируется?(с приходом весны)

Оказывается, приход весны принято отмечать не только в России, но и в других странах. В эти страны мы сейчас  отправимся в путешествие. Работа в группах

Разделимся на 3 группы: каждая группа получает текст и задания к нему.

1 группа:

Русские обычаи

Много столетий подряд россияне отмечают  такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество, Масленица. Во время Масленицы  люди пекут блины в течение целой недели. Блин по форме напоминает солнце. На народных гуляньях сжигают чучело Масленицы, водят хороводы вокруг костра. Этот обряд символизирует собой приход весны и прощание с зимой.

Задание: 1) Прочитайте текст, подчеркните глаголы, на какие вопросы отвечают эти глаголы, что обозначают, определите их время? В каком наклонении стоят все эти глаголы?

2 группа:

Казахские обычаи

Наурыз – праздник весны и обновления. Поэтому накануне этого   праздника люди приведут в порядок своё жильё, помирятся те, кто в ссоре. На рассвете все взрослые и дети соберутся у родника и расчистят его. Затем начнётся посадка деревьев.  А почтенные старики будут говорить такие слова: «Пусть останется от памяти человека дерево».

Задание: 1) Прочитайте текст, подчеркните глаголы, на какие вопросы отвечают эти глаголы, что обозначают, определите их время? В каком наклонении стоят все эти глаголы?

2) Обратите внимание на формы будущего времени глаголов последнего предложения, определите их вид.

3 группа:

Белорусские обычаи

Очень интересен белорусский весенний праздник - Сороки. На Сороки ждали прилета сорока птичьих стай, и для их встречи женщины пекли из теста фигурки жаворонков.

Вечером парни и девушки собирались на танцы.  Для победы таинственных сил, что землю в зимнем плену держали, девушки утром разрывали сорок веревочек и разламывали сорок дощечек.

Задание: 1) Прочитайте текст, подчеркните глаголы, на какие вопросы отвечают эти глаголы, что обозначают, определите их время? В каком наклонении стоят все эти глаголы?

2) Какая морфема помогает в образовании данного времени? Приведите примеры из текста..

Проверка. Подведем итог, какие же времена существуют в русском языке?

•        Физкультминутка

А теперь отдохнем и проведем физкультминутку. Послушайте стихотворение о Масленице и повторяйте за мной движения.

Масленица, Масленица!

Словно солнце катится,

Весну мы долго ждали,

От холодов устали,

Будем наедаться,

Силы набираться!

В эту праздничную пору

На год запасем задору!

Хорошо, садитесь.

•        Работа с таблицей

А теперь поработаем с учебником. Откройте 210 страницу, прочтем материал учебника о временах глагола.

Спасибо. Итак, дорога привела вас, дорогие путешественники, к перекрестку: одна дорога указывает на совершенный вид, другая на несовершенный. Чтобы определить направление правильно, надо узнать, в чем же особенность образования форм времени у глаголов разных видов. Посмотрите на предложения, которые записаны на доске:

Много веков россияне (отмечать) Масленицу.

Определите вид этого глагола. Глагол дан здесь в неопределенной форме, преобразуйте предложение так, чтобы наш глагол оказался в форме прошедшего времени. //буд.времени//наст.времени.

Женщины (испечь) из теста фигурки жаворонков.

Определите вид этого глагола. Глагол дан здесь в неопределенной форме, преобразуйте предложение так, чтобы наш глагол оказался в форме прошедшего времени. Запишите этот глагол в соответствующую ячейку нашей таблицы. //буд.времени//наст.времени.

Теперь запишем получившиеся глаголы в табличку (на доске):

несов. Вид

Прош. Вр               буд вр            наст. Вр

сов. Вид

Прош. Вр              буд. Вр.           Наст.вр

Сделайте вывод: какие глаголы имеют все три формы времени, а какие только две?

•        «Четвертый лишний»

А мы на пути к следующему заданию. Вы видите групп слов. В каждой группе есть лишнее слово. Назовите его и объясните, почему оно является лишним.

•        Трещит, скрипит, воет, скулил

•        Встречает, визжал, поскрипывал, дул

•        Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

•        Орфоэпическая минутка

Молодцы! С этим заданием вы отлично справились. Но чтоб вернуться домой, нам необходимо вспомнить об орфоэпии. А что такое орфоэпия?

Некоторые глаголы в прошедшем времени требуют особых орфоэпических норм. Например, глагол ЗАДАТЬ в форме прош. Вр, мужского рода имеет ударение на основе: ЗАДАЛ, также и у среднего рода: ЗАДАЛО, и у множ. Числа: ЗАДАЛИ, но в женском роде ударение упадет не на основу, а на окончание: ЗАДАЛА.

Начать – начал, начало, начали, но начала.

Спать – спал, спало, спали, но спала.

•        Домашнее здание Пар 81, упр.626

Теперь запишите задание на дом, оно как раз связано с правильной постановкой ударения у глаголов прошедшего времени.

•        Рефлексия. Итак, наше путешествие заканчивается, давайте подведем итог нашей работе.

Что нам удалось повторить на уроке?

Чему вы сегодня научились?

Что узнали нового на уроке?

Цель нашего урока достигнута?

Оценки

Спасибо за урок, вы все старались, хорошо работали

ПРОИЛОЖЕНИЯ

Пропуск

Поставьте +  в соответствии с ответом на вопрос:

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

7

Верно ли следующее утверждение:

1. Глагол «шел» - в форме условного наклонения.

2. «Поздравьте» - в форме повелительного наклонения.

3. «Наблюдает» - в форме изъявительного наклонения.

4. Глагол бывает в предложении определением.

5. Глагол «пишет» - совершенного вида.

6. Глагол «выполняю» - в форме 3 лица.

7. Глагол «справились» в форме множественного числа.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: