C. А. Есенин Стихи о Родине - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 165
  • Скачиваний: 9

Русская литература.         11 класс.                                                                 

Тема. С.А. Есенин . Жизнь и литературная деятельность.Стихи о Родине.

Цели:  освоение биографических сведений о поэте;

            понимание роли и месте Есенина в русской литературе ;

            выработка умений и навыков выразительного чтения , умения выделять главное и           

            важное   по изучаемой теме:

            развитие устной  связной речи , мыслительной деятельности, навыков  

            конспектирования ;

            осуществление   на примере писателя  патриотического воспитания   и    стремления     

            учиться   и  совершенствоваться.

Оборудование , наглядности , раздаточные материалы : альбом , буклет , опорная схема.

                                                                                 Ход  урока

!. Объяснение нового материала.

2Сообщение темы и цели урока.

  1. Слово учителя /показ альбома ,рассказ по буклету, использование опорной схемы.

Эпиграф к уроку .

«Моя лирика жива одной большой любовью , любовью к родине,чувство родины , основное в моем творчестве. »

                                                                                                             С Есенин.

Если крикнет рать святая :

«Кинь ты Русь,живи  в раю!»

Я скажу : «Не надо рая ,

Дайте Родину мою!»

                                  С.Есенин

Хроника жизни и творческого пути.

1895 год. Рязанский уезд. Рязанская губерния,Кузьминская волость,село Константиново.

 С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери .

Дядья его были озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом его учили плавать. Один  дядя /Саша/ брал его его в лодку , отъезжал от берега , снимал с него белье и, как щенка , бросал в воду. После восьми лет другому дяде он часто заменял охотничью собаку , плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям . Среди мальчиков всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

  По субботам его мыли , стригли ногти и маслом гофрили голову , потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало.. Всегда орал благим матом и осталось неприятное чувство к субботе. Когда С.Есенин подрос, его хотели сделать сельским учителем и отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт .К счастью Есенина этого не случилось.

   Стихи начал писать рано , с девяти лет , но сознательное творчество относит к 16-17 годам. Перыве поэ- 

  ты , которые увидели в нем поэта были А.Блок, С.Городецкий, Клюев.

 Поступил в университет Шанявского , где проучился 1,5 года и снова уехал в деревню.

     В университете познакомился с поэтами Семеновским ,Наседкиным , Колоюловым и Филипченко.

   В 1919 году вступил в ряды имажинистов.Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой.

  Что касается остальных автобиографических сведений, то они в моих стихах,- писал С.Есенин.

    Действительно , рассказывая о себе , он рассказывал о мире , в котором жил, и его раздумья о мире были раздумьями о нем самом.

                                                                        Тема Родины в лирике поэта.

  Любовь к Родине , , к родной природе   до конца жизни поэта стала главной темой его лирики.

 Природа и Родина неразрывны в творчестве Есенина.

 Сильная сторона раннего творчества Есенина – в лирическом изображениирусской природы.

  О   стихотворении «Песнь о собаке».

                                                                                  Есенин и революция.

  Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью , с горячим сочувсвием. Но Есенин воспринимал революцию  «по-своему, с крестьянским уклоном».

  В начале 20-х годов Есенин переживает глубокий духовный кризис , вызванный непониманием революционной действительности , и это накладывает отпечаток на его поэзию : в ней проявляются мотивы одиночества , душевной усталости и трагической безысходности.

В стихотворении «Русь уходящая» поэт пытается объяснить свое настроение :

                              Я человек не новый .

                               Что скрывать ?

                               Остался в прошлом я одной ногою,

                               Стремясь догнать стальную рать,

                               Скольжу и падаю другою.

Стихотворение «Письмо к матери».Стихотворение написано в форме послания.Форма послания дает поэту возможность с наибольшей полнотой раскрыть самые сокровенные чувства о своей личной судьбе , о старом и новом в жизни родной страны.

Казахстанский писатель Иван Петрович Шухов  писал о матери Есенина : «Татьяна Федоровна была неграмотной.Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала вслух , только пела.И каждое стихотворение на свой лад...»

   Чтение стихотворения учителем , комментирование , словарная работа.

!!!.Закрепление.

1.Чтение уч-ся  сведений о стихотворении на с. 74-75.

  1. Чтение стих-я уч-ся/ 5-6/

3.Беседа.

а/ Что нового вы узнали о жизненном и творческом пути  Есенина ?

б/  Как переданы в стихотворении чувства матери ?

в/ Как поэт в стих-ии обращается к матери ?

г/ Как относится поэт к родному дому?

д/  Как смотрит поэт на свое будущее и прошлое ?

!\/. Подведение итогов , задание на дом , комментирование оценок.

 Подготовиться к чтению и беседе по содержанию жизни и тв. пути С.Есенина. Выучить ст-е «К матери».

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: