Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.
План урока № 135
Предмет: обучение грамоте
Раздел долгосрочного плана:
Традиции и фольклор.
Школа: Куломзинская НШ
Дата: 28.02.2017г
ФИО учителя: Егорочкина Г.П.
Класс: 1
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
Звук [щ*]. Буква Щ щ. Написание строчной щ
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
1.1.2.1 Определять, о ком/о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор.
1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).
1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.
1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение).
1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.
1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме,
Развитие навыков:
1.2 Определение темы и основной мысли прослушанного текста.
1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.
2.1 Использование видов чтения.
2.9 Ориентирование в графической форме слов.
3.S Совладение каллиграфических и графических норм.
3.9 Соблюдение орфографических норм
Критерии успеха
Все учащиеся смогут:
Познакомиться со звуком [щ'] и буквами 1Ц, щ, получить представление о том, что звук всегда мягкий.
Находить букву на ленте букв.
Читать слоги и слова с новыми буквами.
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Большинство учащихся смогут:
Научиться составлять звуко-буквенные модели слов с изучаемым звуком. Определять место буквы в слове. Писать строчную щ. Прочитать текст.
Некоторые учащиеся смогут:
Рассказывать сказку. Определять основную мысль текста.
Языковые цели
Трехъязычие: әже, апа, бабушка, ата, дедушка,
Ключевые слова: фольклор, сказка.
Стиль языка, подходящий для диалога/ письма
Вопросы для обсуждения:
-Что вы знаете о фольклоре?
-Знаете ли вы сказку «Колобок»?
-Кого мы называем чудовищем? Как оно выглядит?
Можете ли Вы сказать почему...мышка приняла лисенка за чудовище?
Подсказки
Предыдущее обучение
Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и, о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, сочетание -ши-, к, п, б, б-п, г, г-к, д, д-т, з, з-с, ж, сочетание - жи е, е, в, й, ь - показатель мягкости, э, я, ю, х, ц, ч.
Межпредметные связи
Английский язык, казахский язык, художественный труд, самопознание физическая культура, музыка.
Связи с ценностями
План урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
1.Создание положительного эмоционального настроя.
- Доброе утро всем! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем пожелания кому-то из ребят или всем нам. (Дети говорят пожелания).
- А я вам желаю на этом уроке хорошего настроения, чтобы вы многому научились на этом уроке. Садимся на свои места.
2.Повторение изученных букв.
- Вспомним буквы, которые мы изучили. Прочитайте по ленте букв гласные. С какими гласными согласные читаются твердо? С какими мягко? Прочитайте звонкие согласные. Прочитайте глухие согласные. Назовите парные согласные. А какая буква не обозначает звука? Для чего нужен мягкий знак?
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами вспомним русский фольклор, а именно, одну известную русскую народную сказку. А вот какую сказку, вы узнаете, когда все вместе выполните задание на карточках.
Работа в группе.
Задание: подпиши картинки, поставь в словах ударение. (Сильные учащиеся записывают по 2 слова, дополнительно делят слова на слоги, слабые записывают по 1 слову.) (см. Приложение)
1
Кукла
2
Очки
3
Лиса
4
Осы
5
Бочка
6
Окно
7
Кошка
На доске запишите первые буквы слов под соответствующей цифрой. Прочитайте название сказки. («Колобок»)
1
2
3
4
5
6
7
- Правильно. Мы с вами отправляемся в русскую народную сказку «Колобок». (Слайд 1)
Картинки: щука, борщ.
Карточки «Подпиши картинки».
На доске таблица с цифрами.
Слайды сказки «Колобок».
Середина урока
3.Знакомство с новой буквой. (Слайд 2)
- Ребята, как начинается сказка? (Жили-были дед да баба...)
Запомним, как звучат слова дед и баба на разных языках:
Ата
Дедушка
Grandfather
Әже
Бабушка
Grandmother
- Молодцы! А теперь вспоминаем сказку.
Жили-были дед да баба. Просит как-то дед бабу: «Испеки мне, баба, колобок». А баба ему говорит: «А ты сначала отгадай мои загадки, тогда испеку тебе колобок!»
- Ребята, помогите деду отгадать загадки.
- 1.Рыба зубастая в пруду шастает. (Щука) (Картинки).
2.Какое блюдо я варю из картошки, капусты, свёклы, лука? (Борщ)
«Правильно, дед. А теперь составь для слов – отгадок звуковые схемы.» (Двое детей составляют схемы у доски.)
«Молодец, дед. А теперь расскажи, с какой новой буквой сегодня должны познакомиться ребята?» (Буква Щ (ща), звук [щь] – согласный, глухой, мягкий, непарный).
«Хорошо. Так и быть. Испеку тебе колобок. А ты в это время поучись с ребятами читать слоги с новой буквой.» (Учебник с.6)
4.Игра «Хлопки».
Учитель: Я продолжу сказку, а вы как услышите звук [щь], хлопайте в ладоши.
«Пошла баба в амбар, по сусекам поскребла, из щелей щеткой вымела, набрала щепотку муки. Замесила тесто. Истопила печку щепками. Испекла колобок и положила его на подоконник остывать.» (Слайд 3)
- Молодцы, ребята! Все прекрасно справились с заданием.
5.Работа в паре. Чтение слов.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. (Слайд 4)
Катится и песенку поет:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц: (Слайд 5)
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Заяц говорит: «Не хочу я твою песенку слушать. Прочитаешь слова с новой буквой, я тебя отпущу.»
- Ребята, поможем колобку прочитать слова?
Работаем в паре. Задание 3.
- Спасибо, ребята. Отпустил заяц колобка. Покатился колобок дальше. Катится и песенку поет:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел.
Физминутка
Русская народная песня «Заинька за садочком». (2 куплета)
Дети водят хоровод, прыгают как зайки.
6.Письмо строчной буквы щ.
Катится Колобок, навстречу ему Волк: (Слайд 6)
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
«Не надо песенку, - говорит волк. Научишься писать строчную букву щ и слоги с этой буквой, отпущу».
Работаем в Прописи. Письмо буквы щ и слогов с буквой щ.
Отпустил волк колобка. Запел колобок и покатился по дороге — только Волк его и видел!
7.Письмо предложений.
Катится Колобок, навстречу ему Медведь: (Слайд 7)
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
- Нет, не уйдешь! Прочитай предложение в тетради, посчитай количество слов в нем. Да правильно его напиши. Тогда я тебя отпущу. (Сильные учащиеся пишут два предложения).
- Спасибо, ребята, помогли колобку. Отпустил медведь колобка. Запел он и дальше покатился — только Медведь его и видел!
Физминутка для пальчиков.
Чок, чок, чок разомну я кулачок.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
8. Чтение и пересказ сказки «Чудовищная история».
Катится Колобок, навстречу ему Лиса: (Слайд 8)
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, прочитай-ка ты мне текст в учебнике! (Задание 5)
Учитель:
- О ком этот текст? Кого мы называем чудовищем? Как вы себе представляете чудовище? Чему научила нас сказка? Какая пословица подходит к этой сказке?
Лиса говорит: «Ах, интересная история, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да расскажи эту историю, погромче.»
Колобок вскочил Лисе на нос и рассказал историю погромче.
Пересказ текста.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да расскажи в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела. (Слайд 9. КОНЕЦ)
Конец урока
9. Итог урока. Составление постера.
-Вот и закончилась сказка. Вам понравилось помогать деду и колобку?
Работа в группе.
-Обсудите в группе, с какой буквой и звуком вы сегодня познакомились. Что о них узнали?
Составьте в группе постер про букву Щ. (Нарисуйте предметы на эту букву или напишите слова на эту букву).
Презентация постеров.
10.Рефлексия.
Оцените смайликом свою работу на уроке:
Красный – мне было трудно;
Желтый – были некоторые затруднения;
Зеленый – я легко справился с заданиями.
9. Итог урока. Составление постера.
-Вот и закончилась сказка. Вам понравилось помогать деду и колобку?
Работа в группе.
-Обсудите в группе, с какой буквой и звуком вы сегодня познакомились. Что о них узнали?
Составьте в группе постер про букву Щ. (Нарисуйте предметы на эту букву или напишите слова на эту букву).
Презентация постеров.
10.Рефлексия.
Оцените смайликом свою работу на уроке:
Красный – мне было трудно;
Желтый – были некоторые затруднения;
Зеленый – я легко справился с заданиями.
Дополнительная информация для урока
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности, ИКТ компетентность
1.Подпишут слова-картинки. Поделят слова на слоги. Поставят ударение.
2.Напишут второе предложение.
Словесная похвала в течение урока.
Смайлики в конце урока.
Две физминутки. Наблюдение за посадкой учащихся.
Слайды.
Рефлексия по уроку
Составьте сами вопросы по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
И.т.д
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Итоговая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
1
2
5
4
3
6
7