Процесс воспитания и обучения дошкольников необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей, главной задачей педагога-практика является обеспечение оптимальных условий для гармонического развития личности каждого ребенка, для развития любознательности, инициативности, живости, остроты ума, нестандартности, неповторимости каждого ребенка. Именно поэтому, руководствуясь принципами Концепции дошкольного воспитания (1987), строя воспитательно-образовательный процесс на основах гуманизации и демократизации я обратилась к поискам оптимальной методики развивающего воспитания и обучения, которая бы способствовала оптимальному развитию личности ребенка, развитию его внутренних сил, его задатков и способностей.
Исследовав разнообразные методики М.Монтессори, программу "Развитие" Венгер, "Детство", наше внимание привлек ТРИЗ разработанный Альтшуллером и др. в Норильске. Т. к. мы увидели, что ТРИЗ направлен не только на умственное развитие детей, но и на развитие личности ребенка, его творческим созидательным силам, которые, пробуждаясь под чутким руководством воспитателя, через создание развивающей среды позволяют ребенку наиболее оптимально войти в жизнь взрослых.
За основу мы взяли разработку научной технологии творчества-ТРИЗ, разработанную Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Так как ТРИЗ возник в технике, то вполне объяснимо: именно здесь был наработан мощный патентный фонд, накопилось множество конкретной информации. ТРИЗ -прекрасный практический инструмент для дальнейших аналогий и размышлений, если учесть, что сходные противоречия в любых системах, как правило, разрешается однотипными приемами.
Умело избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, можно весьма эффектно использовать этот инструмент для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа -развитие творческого воображения (РТВ, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы. Не зря же многие обществоведы называют ТРИЗ, и вполне справедливо, прикладной диалектикой, т. к. "тризовский" инструмент отточен на "кругах" глобальных законов развития систем.
Таким же логичным нам видится и сближение элементов ТРИз с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, где творчество-сама жизнь. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, должна помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Руководствуваясь принципамиТРИЗа я разработала За основу мы взяли разработку научной технологии творчества-ТРИЗ, разработанную Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Так как ТРИЗ возник в технике, то вполне объяснимо: именно здесь был наработан мощный патентный фонд, накопилось множество конкретной информации. ТРИЗ -прекрасный практический инструмент для дальнейших аналогий и размышлений, если учесть, что сходные противоречия в любых системах, как правило, разрешается однотипными приемами.
Умело избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, можно весьма эффектно использовать этот инструмент для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа -развитие творческого воображения (РТВ, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы. Не зря же многие обществоведы называют ТРИЗ, и вполне справедливо, прикладной диалектикой, т. к. "тризовский" инструмент отточен на "кругах" глобальных законов развития систем.
Таким же логичным нам видится и сближение элементов ТРИз с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, где творчество-сама жизнь. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, должна помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира,
его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
За основу мы взяли разработку научной технологии творчества-ТРИЗ, разработанную Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Так как ТРИЗ возник в технике, то вполне объяснимо: именно здесь был наработан мощный патентный фонд, накопилось множество конкретной информации. ТРИЗ -прекрасный практический инструмент для дальнейших аналогий и размышлений, если учесть, что сходные противоречия в любых системах, как правило, разрешается однотипными приемами.
Умело избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, можно весьма эффектно использовать этот инструмент для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа -развитие творческого воображения (РТВ, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы. Не зря же многие обществоведы называют ТРИЗ, и вполне справедливо, прикладной диалектикой, т. к. "тризовский" инструмент отточен на "кругах" глобальных законов развития систем.
Таким же логичным нам видится и сближение элементов ТРИз с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, где творчество-сама жизнь. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, должна помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира,
его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
На основе принципов ТРИЗа я разработала технологию формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника.
Технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника.
1. этап
-
Знакомство детей с некоторыми эмоциями (радость, обида, гнев, страх, стыд, интерес, Чтобы не загружать детей терминологией вместо термина «эмоции» употребляю в работе с детьми слово «чувства».
•
Шаг 1.- Первичное знакомство с эмоциями.
- читается сказка и просим «угадать», что чувствует герой сказки в той или иной ситуации.
- соотнесение эмоций персонажа со своими, объяснение самим ребенком того или иного чувства. «радость - это... »
-включение в диагностику эмоциональных состояний;
- Соотнесение своих эмоций с эмоциями других, близких ребенку людей.
«Для мамы радость – это когда... »
- отображение в рисунке своих эмоций и описание их.
- Игра в «Ассоциации».
- обращение к «ранним воспоминаниям», когда ребенок был маленьким.
• Шаг 2. – Обсуждение отрицательных эмоций.
- объяснение, что отрицательные эмоции – это нормальное эмоциональное состояние, в некоторых ситуациях.
- рассматривание рисунков на тему: «Отрицательные эмоции».
- изображение в рисунке своего настроения и умение преодолевать отрицательные эмоции.
• Шаг 3. – Обучение распознаванию произвольному проявлению эмоций. - рассматривание на картинках изображения нескольких людей испытывающих одни и те же эмоции.
- мимическая имитация детьми эмоций.
- игры на распознавание эмоций.
2. этап – Обучение конструктивному разрешению конфликтов, умению владеть своими чувствами.
• Шаг 1 – осознание того, что человек хозяин своим эмоциям, а не наоборот.
-обсуждение рассказа, где герой не считается с другими людьми, а проявляет свои эмоции как хочет.
- показ простейших способов владения своими эмоциями (эмоции наружу не выпускай, подумай, а потом сделай что-то, вдохни глубоко-глубоко всей грудью и тихонечко выдохни, чтобы сам своего выдоха не слышал) .
• Шаг 2.-обучение в конфликтных ситуациях понимать чувства другого.
-подвести к тому, что причина конфликта – это непонимание друг друга (чтение и обсуждение проблемных ситуаций, нахождении путей их решения) .
-научить понимать чувства других людей (решение ситуаций, близких их жизненному опыту, с предложением «угадать» чувства героев) .
- игровое упражнение «расскажи о чувствах обидчика так, чтобы объяснить причину своих действий».
- игра «Угадай кто я? » - ребенок «превращается» в кого-нибудь, а дети с помощью наводящих вопросов угадывают, в кого «превращен» ведущий.
• Шаг 3 –обучение детей принятию на себя ответственности за свои эмоции. -беседа об эмоциях детей в течении дня, подвести к тому, что эмоции могут меняться.
-учить самостоятельно изменять свои отрицательные эмоции.
Данные методы, приемы и формы работы помогают мне научить детей наиболее безболезненно адаптироваться в окружающем мире взрослых, мире человеческих отношений. Так как душевная жизнь ребенка чрезвычайно сложна, его психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это - установки и психологическая защита.
Дети не могут осознавать и контролировать социальные эмоции, многое «подвергать сомнению», ставить психоэмоциональные защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями и другими взрослыми. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, педагогов и других взрослых, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть установок взрослых положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Широко применяю для создания позитивного социально –эмоционального микроклимата в группе такие методики, как «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений», для профилактики и психологической коррекции негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессии, страхов – методики: «Сонные игрушки», «Коробочки добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем».