Аудиовизуальные средства обучения иностранным языкам - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: Владелец удалил файлы либо закрыл к ним доступ
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 1

Аудиовизуальная форма – это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

Успешное использование видео гарантировано практически на всех этапах процесса обучения иностранному языку:

  •  для повышения мотивации обучения
  •  для интенсификации обучения
  •  для активизации обучаемых
  •  для развития умений устно-речевого общения
  •  для презентации языкового материала в реальном контексте
  •  для восполнения недостатка иноязычной среды
  •  для закрепления и тренировки языкового материала в различных ситуациях общения
  • для обучения иноязычной культуре и выявления межкультурных различий

На начальном этапе учитель может использовать материалы, которые знакомят учеников с темпом языка, его мелодичностью там, где дети еще не могут вычленить какую-либо информацию из речи, но они чувствуют скорость языка, начинают узнавать отдельные слова. Можно использовать фрагменты знакомых им мультфильмов на английском языке. Во-первых, это облегчает понимание. Во-вторых, ученики слышат, как носители языка произносят уже знакомые им слова: “Yes”, “No”, “Thank you”, т.е. слышат эталонное произношение и начинают понимать, что к чему. В-третьих, у ребят складывается целостное понимание о языке, они видят ту норму, к которой им нужно стремиться. На основе увиденного они могут сделать краткий пересказ, так как видео является для них опорой, они уверены, что правильно поняли ситуацию. Все это способствует развитию языковой и речевой компетенции.

Видеоматериалы предоставляют гораздо больше возможностей ученикам старших классов. Они не только понимают речь говорящего, формируют суждения, на основе которых высказывают свое мнение, участвуют в дискуссиях, а также получают социокультурные знания. Детям можно показывать  фрагменты телепередач, научно-познавательные программы, вырезки из новостей и т.п. Использование видеоматериалов на уроке позволяет учителю учесть индивидуально-типологические особенности каждого ученика: от каждого по способностям. Слабые ученики могут и не понять, о чем шла речь, но видеоряд вызывает у них определенные ассоциации, и ребята могут высказаться на тему, заданную в видеоролике. Сильные ученики выражают свое отношение к услышанному и обмениваются мнениями с учителем и друг с другом. Так видеоматериалы  помогают учителю воссоздать ситуацию реального общения на иностранном языке. Дети любят сравнивать явления иноязычной и своей собственной культуры, что и приводит к оживленной беседе на уроке, где каждому есть, что сказать.

Использование видеоматериалов позволяет лучше использовать аналитические и имитационные способности учащихся, мобилизует их внутренние ресурсы и создает огромное поле для совместного творчества. В этой ситуации учителю гораздо легче спланировать ход урока и организовать эффективный контроль полученных знаний и навыков.

Исходя из способа предъявления, все аудиовизуальные материалы можно разделить на диафильмы и видеофильмы.

Диафильм – позитивная (слайдовая) фотоплёнка (реже — несколько плёнок), кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.

Видеофильм – отдельное произведение киноискусства.

Существует огромное количество видеоматериалов, которые по стилю передаваемой информации можно разделить на следующие:

  1. Художественные (мультфильмы, различные художественные фильмы, фрагменты спектаклей)
  2. Научно-популярные, публицистические (интервью, документальные и учебные фильмы)
  3. Информационные (реклама, записи новостей, телепередач)
  4. Старноведческие (видеоэкскурсии)

Наиболее важной в методическом плане является следующая классификация видеоматериалов:

  1. Специально предназначенные для обучения иностранному языку (видеокурсы и другие учебные фильмы);
  2. Предназначенные для носителей языка или аутентичные, включая художественные фильмы и прямую трансляцию телепрограмм в эфир;
  3. Разработанные самими преподавателями и обучающимися;

Аутентичные видеоматериалы обладают различными методическими особенностями. Согласно жанрово-тематической направленности их можно разделит на 3 группы:

  1. развлекательные программы (драматические произведения всех видов, шоу, «музыкальное» видео, спортивно-развлекательные программы и др.)
  2. программы, базирующиеся на фактической информации (документальное видео, теледискуссии и др.)
  3. «короткие программы» (shorties), продолжительностью от 10 секунд до 10-15 минут (новости, прогноз погоды, результаты спортивных состязаний, рекламные объявления и др.)

Использование аудиовизуальных средств обучения на разных этапах обучения помогает максимально нагрузить слуховой и речевой каналы; активизировать речевую деятельность учащихся; в полной мере реализовать принцип наглядности и дать детям опору для говорения.

Систематическое внедрение видеоматериалов в процесс обучения позволяет детям больше практиковать свою речь, способствует созданию комфортных условий для преодоления «языкового барьера».

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: