Арт-терапия в профилактике эмоционального выгорания педагогов - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 136
  • Скачиваний: 20

Тренинг эмоционального выгорания

   Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности [1].

Задачи:

  • Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
  • Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
  • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
  • Повышать самооценку педагогов.
  • Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.
  • Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
  • Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  • Обучение способам саморегуляции.

Форма проведения:  круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах [2].

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, памятки, ватман, клубок ниток, мяч.

Вводная часть

Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.

«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания [1].

  • Теоретическая часть

 Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса [12].

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3].

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
  • несоответствие результатов затраченным силам;
  • ограниченность времени для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • большие нагрузки;
  • ответственность перед начальством, родителями;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д. [9].

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние [10].

Практическая часть

Упражнение «Самодиагностика»

Цель: самовыявление степени выраженности эмоционального выгорания.

Ведущий подводит преподавателей к тому, что «выгорание» – это достаточно длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

Преподавателям предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака на основании ниже предложенной таблицы. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем выше балл. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями [6].

 Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу на работу

         

Частые опоздания

         

Откладывание деловых встреч

         

Уединение, нежелание видеть коллег

         

Нежелание видеть детей

         

Нежелание заполнять документацию

         

Формальное исполнение обязанностей

         

Аффективные

Утрата чувства юмора

         

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

         

Повышенная раздражительность

         

Ощущение придирок со стороны других

         

Равнодушие

         

Бессилие, эмоциональное истощение

         

Подавленное настроение

         

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уход с работы

         

Слабая концентрация внимания, рассеянность

         

Ригидность мышления, использование стереотипов

         

Сомнения в полезности работы

         

Разочарование профессией

         

Циничное отношение к коллегам, учащимся

         

Озабоченность собственными проблемами

         

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/уход в сон)

         

Изменение аппетита (отсутствие\переедание)

         

Длительно текущие незначительные недуги

         

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

         

Усталость, быстрая физическая утомляемость

         

Головные боли, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта

         

Обострение хронических заболеваний

         

Упражнение  «Распредели по порядку» 

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам  предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

  • дети
  • работа
  • муж (жена)
  • Я
  • друзья, родственники.

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

  • Я
  • Муж (жена)
  • Дети
  • Работа
  • Друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами [7].

 

Упражнение «Дорисуй рисунок»

Нарисовать одну деталь на листе белой бумаги цветными карандашами: волну, круг, гору и т.д. Передать соседу, и он дорисовывает, что он видит, чувствует. И так каждый рисунок обходит весь круг.

Узнали ли вы свой рисунок?

Нравится ли вам, что получилось?

Что вы чувствуете, глядя на свой рисунок?

Хотите ли вы изменить или закрасить, что-нибудь?

Почему?

Упражнение «Коробочка»

Упражнение «Дом»

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: