Арт-педагогические технологии и культурные практики – новый подход к образовательной деятельности.
В своей работе с ребятами я часто использую арт-педагогические технологии и культурные практики - это новый подход к образовательной деятельности.
При проектировании деятельности детей я использую методы и технологии, ориентированные на становление системы ценностей детей, на развитие эмоциональной сферы и способности к саморегуляции.
И для этого создаётся безопасное ресурсное творческое пространство, такая среда, в которой процессы обучения и воспитания становятся позитивными и мотивированными.
Если коротко.
/Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает, что обучение эффективно, если человек имеет внутреннюю мотивацию, личную заинтересованность в предмете.
Как этого достичь? Надо перед ребёнком поставить задачу(проблему), которая пробуждает интерес человека к самому себе так, чтобы она (проблема) стала личностно значимой. Только тогда мы получаем результат, который всегда превосходит ожидания. Для организации такого обучения сегодня необходимы не только педагогический опыт, но и психолого-педагогическая компетентность/
Возвращаемся к детям.
В процессе собственной творческой деятельности, а также в процессе фасилитированного взаимодействия при совместном исследовании произведений искусства выявляются возможности духовно-нравственного и личностного развития участников обучения. Важным является обнаружение склонностей ребенка (для личностно-ориентированного подхода).
Мы с ребятами на занятиях слушаем и рисуем музыку (недавно наши китайские коллеги приходили ко мне на один из таких уроков). Мы рассматриваем картины, анализируем, обсуждаем появляющиеся мысли и чувства. Боремся с клиповым сознанием, развиваем эмпатию, воображение, внимательность, образное мышление, учимся проговаривать свои мысли и цельно воспринимать мир.
Арт-педагогический подход предполагает активизацию и левого, и правого полушария мозга.
Правое полушарие отвечает за полноту восприятия мира и включает в разработку маловероятные связи, позволяющие взглянуть на вещи, явления и события под новым, необычным углом зрения.
Овладение художественными умениями и навыками, закрепление их в практической деятельности за счет образовательных методик, включает работу левого полушария.
Интеграция работы правого и левого полушарий позволяет личности гармонично существовать в социуме, осваивая его ценности и действуя на их основе, успешно выстраивая отношения с самим собой, другими людьми, окружающим миром, способствует раскрытию и реализации творческих способностей при решении образовательных и жизненных задач.
Вероятно, нужно пояснить значение словосочетания фасилитированное взаимодействие: воспитывающий взрослый не навязывает свою точку зрения, но позволяет воспитанникам вырабатывать свое собственное отношение к вещам и явлениям в процессе исследовательской деятельности.
Мы все очень разные и воспринимаем всё по-разному, учимся слышать и понимать друг друга.
Искусство, являясь каналом передачи культурного опыта, представляет собой важнейшее средство воспитания. Оно аккумулирует и транслирует общечеловеческие ценности, а его язык содержит универсальные коды, с помощью которых можно расшифровывать тексты культуры.
Открыть в себе умение видеть, анализировать, может быть, удивляться и вдохновляться можно, познавая мир через образ. Этому мы учимся во время фасилитированных дискуссий.
Зрительное восприятие является важнейшим каналом получения знаний о мире – 80% информации человек получает через глаза. Кроме того, большинство людей ассоциируют слово «искусство» именно с произведениями изобразительного искусства (хотя искусство - это и музыка, и театр, и литература, и хореография).
Я предлагаю рассмотреть картину (ни название, ни художника я не называю; делаю это в финале дискуссии). Я задаю вопросы, ребята по очереди отвечают. У каждого появляется возможность высказать своё мнение.
- · Итак, что Вы видите на картине?
- · Что происходит на картине?
- · Что ещё вы видите? Кто видит что-то такое, о чём ещё никто не говорил?
- · Можно ли подробнее рассказать об этом? Что вы здесь видите такого, что позволяет вам так говорить?
- · Как вы думаете, кто этот человек? Как это изображено?
- · Что мы можем сказать о нём?
- · Где это происходит? Когда это происходит?
- · Что ещё мы можем сказать о времени, когда это происходит?
- · Что, по вашему мнению, это может означать? Что хотел сказать художник?
Подобное общение с произведениями искусства, объектами культурного наследия, культурными явлениями на основе собственного отношения к ним, а не чужого авторитетного мнения, способствует воспитанию и развитию личности, стоящей на позициях активного освоения мира, не боящейся вырабатывать свою позицию, принимать ответственные решения и аргументировать их.
Происходит включение личностных смыслов, эмоционального сопереживания в процессе восприятия произведений искусства, создается особая коммуникативная среда, в которой каждый может получить ответы на важные для себя вопросы при исследовании произведений искусства. Каждый участник может вынести на обсуждение свою мысль, быть выслушанным и принятым окружающими.
В ходе процесса высказывание одного ребёнка направляет внимание и служит стимулом для мыслей других детей.
Картина постепенно складывается в восприятии ребёнка в единый образ.
Со временем дети начинают осознавать, что существует много различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета или явления (т.е. существует многовариантность восприятия). Выстраиваются культурные взаимосвязи (например, я понял, почему это важно, что это значит для других и с чем это связано).
Подобные культурные практики помогают пробудить в участниках мотивацию к дальнейшему познанию искусства, и, с помощью искусства, самого себя и окружающего мира.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.