Аргиш: традиционный транспорт - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 108
  • Скачиваний: 13

Тема: «Аргиш: традиционный транспорт»

Анагуричи Р.А., воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда».

Цель: приобщение детей к национальным традициям и обычаям народов Севера.

Задачи:

- формировать экологическую культуру воспитанников и ответственного отношения к природе;

- воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к труду человека;

- развивать мыслительную деятельность;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: плакат с эпиграфом; буквы для составления слова; плакат с пословицей о тундре; ножницы; картон; фломастеры; клей; словарь; трафареты (олень, нарта); картинки на альбомном листе (тундра, упряжки).

Приемы и методы работы: инструктаж по технике безопасности, наглядный, практический, словесный, частично – поисковый, демонстрационный.

Предварительная работа: заучивание стихов, создание заготовок оленей и упряжек, подготовка наглядности.

Актуальность темы обусловлена сохранением и развитием традиционной культуры северных народов, для более детального изучения научной общественностью.

Ход занятия.

«Жизнь учит только тех, кто её изучает».

В. Ключевский.

Воспитатель: Добрый день ребята и уважаемая аудитория! Я рада вас видеть на нашем занятии. Сегодня хороший день для работы, и чтобы наша работа была отличной, давайте с вами поделимся добротой и теплом. Поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

Показ видео с касланием.

А сейчас прочитает стихотворение Н. Диана.

Воспитанница: (ДИАНА)

Бескрайняя равнина

Надёжные снега.

Стекает с гор лавина

Рога, рога, рога.

Горячий пар дыханья:

Притронешься – сгоришь.

Сплошное колыханье –

Идёт большой АРГИШ!

И, как вершитель чуда,

На нарте на своей

Приземист, вроде чума,

Расселся ЯСАВЕЙ.

(Стихотворение Василия Ледкова)

Мы с вами просмотрели видео и прослушали стихотворение, как вы думаете о чем говорится в стихотворении, и что показано на видео? (О оленях, о нартах, о аргише, о каслании).

Сейчас подумайте и скажите, какой теме будет посвящено сегодняшнее занятие. (Нарты, аргиш, олени). Тема нашего занятия «Аргиш: традиционный вид транспорта».

И опираясь на прослушанное стихотворение, и просмотренное видео, попробуйте сформулировать цель нашего занятия (ответы детей: узнать, как правильно составляется аргиш; как правильно называются нарты; для чего мы каслаем; когда мы каслаем).

Цель нашего занятия приобщить детей к национальным традициям и обычаям народов Севера.

- Как вы понимаете слово «каслание»?

-Чем вы помогаете своим родителям во время аргиша? В чем заключается ваша работа?

 

Воспитанники: Каслание – это образ жизни оленеводов Крайнего Севера. Мы с малых лет помогаем родителям вести хозяйство. В день каслания рано утром начинаем собирать вещи и укладывать их в нарты. Разборкой и установкой чума занимаются в основном женщины, мы помогаем маме и бабушке, одновременно учимся правильно и последовательно разбирать и собирать чум. Когда стадо собрано, помогаем собирать и выбирать оленей для нарт (аргиша). Нарты выстраиваются в определенном порядке. Первыми едут мужчины, прокладывая дорогу остальным. Конечно оленеводы сегодня живут иначе, чем наши предки. Одно остается неизменным – оленье стадо. Главная причина перекочевывания – белый ягель. Каслание – это наши традиции и быт, ведь жизнь оленевода – это постоянное движение.

В. - Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит это нужно!

В. Как вы думаете, как изменилась жизнь оленеводов в современное время? (Ответы детей).

- Олений спецназ.  А знаете ли вы, что наши военнослужащие отрабатывают тактические элементы в арктических условиях с использованием транспортных средств коренных народов Крайнего Севера.

- Под устройство газовых месторождений отводятся значительные площади оленьих пастбищ, отсюда следует изменение маршрутов каслания.

В. Суровыми условиями жизни продиктован быт ненцев, конструкция жилища, средств передвижения, одежда и многое другое. И поэтому сегодня мы с вами должны составить аргиш.

Ненцы ведут кочевой образ жизни, который напрямую связан с постоянным движением по тундре. И мы должны сейчас найти в различных источниках значение некоторых слов.

Воспитатель: Задание №1. Первая группа работает с русско-ненецким словарем, вторая группа будет работать с помощью телефона (интернета). Ваша задача состоит в том, чтобы найти в различных источниках значение слов:

1 группа – аргиш, олень, чум.

2 группа – каслание, нарты, пастбище.

- И все-таки, что такое аргиш? Он есть у всех северных народов?

Воспитанники: Слово «аргиш» есть во многих языках северных народов. Его буквальное значение – караван из нескольких оленей, вьючных летом и  запряжённых в нарты зимой. Но философское значение этого слова ближе к понятию «путь», причём  в самом широком смысле. Это длительное кочевье, многокилометровые переходы по бесконечной тундре. Это традиции, быт и культура ненцев, для которых жизнь – это вечная дорога. Вчера, сегодня, завтра…

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать у нас на Севере?

Воспитатель: А сейчас стихотворение прочитает Нядонги Алёна.

Воспитанница: (Алёна)

Нарта…Нарта…Путь её далек

По разгону дедовских дорог

Слышит и поныне небосклон

Снежных колокольцев перезвон.

Приезжайте в ненецкий мой чум,

Я вас править нартой научу!

(Л.В. Лапцуй)

Про что говорится в этом стихотворении?

Чем нарты отличаются друг от друга?

Какие виды нарт вы знаете?

В. Сейчас вы мне расскажите все, что знаете о нартах, а помогут вам в этом картинки.

Показ слайда.

- Женский аргиш (неיִхан, ларьיִхан, вандако, юхуна, сябу, ңутоיִיִ).

- Мужской аргиш (Ңэдалёсьיִ, хэхэיִхан, пиיִיִхан, хурумы, вандако, ңутоיִיִ).

Физкульт-минутка: «Чум».

Воспитатель:

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой (поворот вокруг себя)

Дом мы строим со сноровкой (руки на поясе, покачивая из стороны в сторону)

По привычке кочевой

Чум готов!

Пора и печку (присесть на согнутые ноги, имитация «разжигаем огонь» в печи, прыжок вверх)

По-хозяйски растопить,

И на наше новоселье

Всех соседей пригласить!

(Воспитанники садятся за стол)

Практическая работа: мастер-класс

Воспитатель:

Первая группа делает вереницу нарт в женском аргише, а вторая группа - вереницу нарт мужского аргиша.

Вспомним правила безопасности по использованию ножниц и клея:

Во-первых, кладите ножницы кольцами к себе и передавайте кольцами вперед.

Во-вторых, не оставляйте ножницы открытыми.

В-третьих, не играйте ножницами и не держите их перед лицом.

И в-четвертых, используйте их по назначению.

Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо, в глаза. После работы клеевой карандаш плотно закройте и уберите.

На ваших столах лежат картон, ножницы, клей и шаблоны. Вы должны вырезать оленей и нарты по техкарте и собрать аргиш. На это задание дается 20 мин.

Воспитатель:

Прием «Ладошка». Каждый на листе формата А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа - и т.д. по цепочке, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное) и оценку работы, которые он отметил во время занятия в товарище, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок - и отзывы, и память, и Кроме того, это оказывается очень интересно и важно для детей. А если прорвется негативное высказывание - это повод для обсуждения и серьезного диалога.

Цель нашего мероприятия достигнута? Как вы думаете?

Рефлексия:

Что узнали нового и интересного?

Чему научились?

Чего никогда не делали и сумели сделать?

Что показалось трудным?

А теперь оцените работу друг друга.

Спасибо всем, что приняли участие на занятии. И спасибо нашим гостям, что уделили внимание.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: