АООП по внеурочной деятельности ПСИХОКОРРЕКЦИЯ умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) вариант 1 - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 219
  • Скачиваний: 15

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов»- гимнастика для мозга  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Основными задачами программы являются:

  1. создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
  2. осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
  3. развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
  4. формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
  5. формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  6. развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
  7. формирование положительной мотивации к обучению;
  8. воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  9. воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить

Общая характеристика коррекционного курса

с учетом особенностей его освоения обучающимися

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призвана оказать специально организованная внеурочная деятельность коррекционно-развивающего направления «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Взаимосвязь с другими предметами: в процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

  Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

  1. развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
  2. развитие в адекватном темпе;
  3. вовлечение в интересную деятельность;
  4. воздействие через эмоциональную сферу;
  5. объяснение материала в интересной форме;
  6. гибкая система контроля знаний и их оценки.

Место внеурочной деятельности

«Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта курс «Внеурочной деятельности» обозначен как отдельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» рассчитана на:– на 35 часа в 4 классе (1 час в неделю), согласно недельному учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Описание ценностных ориентиров содержания

рабочей программы внеурочной деятельности:

Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. 

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. 

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

 

Личностные результаты внеурочной деятельности:

- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; 

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;  

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. 

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; 

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности; 

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- принятие и освоение различных социальных ролей; 

- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; 

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия; 

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 

Содержание программы

  1. Развитие восприятия, воображения – 14 часов.

Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше, меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров. Штриховка предметов. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий. Различение, называние геометрические фигур. Группировка предметов по форме. Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в группировке оттенков, подбор их по слову. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади. Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета (выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).

Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4–6 элементов, нахождение заданной фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве листа. Нахождение различий у двух сходных картинок. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Неделя. Определение последовательности событий.

    

  1. Развитие внимания – 4 часа.

Развитие устойчивости внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».

Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».

III. Развитие памяти – 4 часа.

Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и воспроизведи». Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.

  1. I Развитие аналитико-синтетической деятельности – 9 часов.

Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их. Установление закономерностей.  Развитие способности анализировать простые закономерности. Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов. Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер. Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».

  1. Развитие личностно-мотивационной сферы – 3 часа.

Знакомство с понятиями: «удивление», «стыд», «вина». Знакомство с мимикой и жестами. Когда я бываю Незнайкой. Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление.

  1. Итоговое занятие – 1 час.

Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.

 

 

Тематическое планирование

Тема

Часы

Развитие восприятия, воображения

14

Развитие внимания

4

Развитие памяти

4

Развитие аналитико-синтетической деятельности

9

Развитие личностно-мотивационной сферы

3

Итоговое занятие

 1

 

Календарно-тематическое планирование (35 часов/1 час в неделю)


п/п

Тема

Цель/содержание занятий

Межпредметные связи

Дата

1-я четверть

Раздел I. Развитие восприятия, воображения (14 часов)

1.      

Диагностика

Диагностика. Корректурная проба. Таблица Шульте. Лабиринт. Игра «Четвёртый лишний». Упражнение «Расставь точки»

Математика, русский язык, чтение, ИЗО, развитие речи

06.09

2.      

Различение предметов по размеру: длиннее – короче, широкий – узкий

Вырабатывать навык соотнесения предметов по величине при составлении сериационных рядов в возрастающем и убывающем порядке; уточнить понятия длиннее – короче, широкий – узкий;

Игры: «Самолёты», «Кто быстрее», «Гаражи»

Ручной труд, математика

13.09

3.      

Восприятие формы. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий

Устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале Игры: «Составь фигуру», «Собери бусы», «Что сначала, что потом»

Математика, ИЗО, ручной труд, русский язык, чтение

20.09

4.      

Различение, называние геометрических фигур.

Учить соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей действительности Упражнение «Найди такой же». Игра «На что похоже?»

Математика, ИЗО

27.09

5.      

Группировка предметов по форме

Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры Упражнения: «Проведи дорожку», «Разложи правильно».

Игры «Составь квадрат», «Чем это может быть?»

Ручной труд, русский язык, математика

04.10

6.      

Подбор предметов по слову, обозначающему цвет

Закреплять знание основных цветов спектра; обучать приемам соотнесения цветов; развивать зрительную память Психогимнастика «Гадкий утёнок». Игра «Домики для животных»

Ручной труд, развитие речи, русский язык

11.10

7.      

Восприятие пространства. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади

Учить ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;

Упражнения: «Чего не хватает?», «Подумай и сложи»

Математика, русский язык, развитие речи

18.10

8.      

Ориентировка на плоскости

Учить ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;

Задание «Чем похожи и чем отличаются?».

Игры «Конструктор», «Что изменилось?»

Математика, ИЗО, ручной труд, чтение

25.10

2-я четверть

9.      

Упражнения на развитие пространственной координации «Графический диктант»

Развивать умение правильно определять направление и двигаться в заданном направлении. Упражнение «Графический диктант». Игра «Найди меня»

ИЗО, математика

08.11

10.   

Нахождение различие у двух сходных картинок

Упражнения: «Что изменилось», «Чего не хватает»

ИЗО, чтение

15.11

11.   

Определение изменений в предъявленном ряду предметов, картинок

Упражнения: «Запомни и повтори», «Что изменилось?»

Русский язык, чтение, ИЗО

22.11

12.   

Освоение умений различать части суток

Упражнения «Когда это бывает?»,  «Найди и покажи»

Математика, развитие речи

29.11

13.   

Формирование временных представлений

Игра «Найди лишний предмет»

Развитие речи, русский язык, чтение

06.12

14.   

Неделя. Определение последовательности событий

Упражнения: «Подумай и закрась», «Собери цепочку»

Развитие речи, математика, ИЗО

13.12

Раздел III. Развитие внимания (4 часа)

15.   

Развитие устойчивости внимания

Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 6 мин.) Способствовать развитию элементов произвольного внимания. Упражнения: «Кодирование», «Что изменилось?»

Математика, чтение, ИЗО

20.12

16.   

Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Лабиринты

Игры: «Помогите герою», «Разведчики», «Лабиринты»

Математика, русский язык, ИЗО

27.12

3-я четверть

17.   

Развитие произвольного внимания. Найди отличия

Расширять объем внимания до 2-3 объектов Упражнения: «Найди отличия», «Корректор»

Чтение, развитие речи

10.01

18.   

Внимание (распределение). Вычёркивай буквы и слушай

Упражнения: «Вычёркивай буквы и слушай», «Сколько знаков?», «Разложи вслепую»

Математика, чтение

17.01

Раздел IV. Развитие памяти (4 часа)

19.   

Память зрительная. Запомни и нарисуй

Игры: «Летает – не летает», «Выполняй правильно», «Запомни и нарисуй»

Развитие речи, ИЗО

24.01

20.   

Тренировка слуховой памяти. Слушайте и выполняйте

Упражнения: «Слушай, думай и отвечай»,

«Построй и заштрихуй»

ИЗО, ручной труд, чтение, развитие речи

31.01

21.   

Тренировка слуховой памяти. Запомните группы слов

Упражнения: «Разминка», «Запомни и повтори», «Слушай и рисуй»

ИЗО, развитие речи, математика

07.02

22.   

Память опосредованная. Подбери картинку

Учить правильно складывать картинку по памяти;

Упражнения: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры»

Математика, развитие речи, ИЗО

14.02

Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (9 часов)

23.   

Развитие мышления, сообразительности. Составь картинку

Учить устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале Упражнения: «Что изменилось?», «Составь картинку», «Дорисуй и сосчитай»

Математика, ИЗО

21.02

24.   

Мышление (анализ и синтез). Отгадай слова

Упражнения: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретный номер»

Математика, чтение, ИЗО

28.02

25.   

Мышление. Нахождение общих признаков

Учить находить сходство и различие в сюжетных картинках Упражнения: «Графический диктант», «Поиск общего»

Математика, развитие речи, ИЗО

06.03

26.   

Мышление. Выделение существенного

Упражнения: «Выбери главное», «Найди подходящий», «Шумящие коробочки»

Математика, развитие речи

13.03

27.   

Развитие умения обобщать и сравнивать

Игры: «Найди лишнюю», «Логические концовки»

Математика, развитие речи

20.03

4-я четверть

28.   

Развитие умения обобщать, преобразовывать

Учить обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации Упражнения: «Где чей дом», «Монгольская игра»

Математика, развитие речи, чтение

03.04

29.   

Мышление. Сравнение. Установление закономерностей

Учить видеть и определять изменения в предъявленном ряду Упражнения: «Делаем вместе», «Найди отличающиеся», «Найди девятый»

Математика, развитие речи, ИЗО, чтение

10.04

30.   

Установление закономерностей

Учить видеть и определять изменения в предъявленном ряду Упражнения: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее»

Математика, развитие речи, чтение

17.04

31.   

Развитие умения делать элементарные выводы

Учить выделять общие свойства предметов, называть обобщенным словом; учить распределять предметы по классам. Игры: «По три в трёх», «Какая фигура следующая?»

Математика, развитие речи

24.04

Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (3 часа)

32.   

Знакомство с понятием «удивление»

Тренироваться в мимическом выражении различных эмоциональных состояний; развивать способность выражать эмоции на бумаге. «Послушай, подумай и попробуй изобразить»

Развитие речи

08.05

33.   

Знакомство с понятиями «стыд», «вина»

Учить говорить о своем эмоциональном состоянии; закреплять способность выражать эмоции на бумаге

 «Как вы думаете, почему?» Игра «Подарки»

Развитие речи, чтение

15.05

34.   

Когда я бываю Незнайкой

«Маршрут преодоления». Игра «Альпинисты»

Развитие речи

22.05

Раздел VII. Итоговое занятие (1 час)

35.   

Комплексное занятие

Игра «В поисках клада»

Развитие речи, ИЗО, русский язык

29.05

ИТОГО

35 часов

     

 

Планируемы результаты освоения курса программы

  1. сравнивать предметы по различным свойствам;
  2. классифицировать предметы, геометрические фигуры и тела;
  3. определять предметы на ощупь;
  4. обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
  5. различать дополнительные цвета, подбирать нужный цвет, называть цвета радуги;
  6. ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;
  7. находить сходство и различие в сюжетных картинках;
  8. правильно складывать картинку по памяти;
  9. видеть и определять изменения в предъявленном ряду;
  10. различать части суток;
  11. определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;
  12. видеть и определять закономерности в расположении материала;
  13. выделять в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленять объект на составные элементы;
  14. устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
  15. пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
  16. штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контур.

 

Учебно-методическое и материально–техническое

обеспечение образовательной деятельности

по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:

  1. Демонстрационные картинки и иллюстрации различной тематики;
  2. Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета;
  3. Шнуровка;
  4. Доски Сегена;
  5. Плоскостные геометрические фигуры;
  6. Объемные геометрические фигуры;
  7. Трафареты для обводки, штриховки;
  8. Мнемотаблицы;
  9. Карточки основных цветов;
  10. Презентации различной тематики;
  11.  «Шумовые коробочки»;
  12. Аудиозаписи различной тематики;
  13. Дидактические игры;
  14. Игрушки;
  15. Конструктор;
  16.  Проектор;
  17.  Компьютер.

Список литературы

  1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младших

школьников на начальных этапах обучения // Вопросы психологии. - № 1.-1991.

  1. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического

развития младшего школьного возраста// Дефектология. - № 4 - 1988.

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в

1-4 классах вспомогательной школы,- М.: Просвещение, 1991.

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего

дошкольного возраста,- М.: ТЦ Сфера, 2002..

  1. Вайяяан Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей,- М.: Аграф, 1997.
  2. Вербовская Е. В., Большее А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Филлипова Л. В.

Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами

выразительного движения,- М.: Н. Новгород, 2001.

  1. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М.:

Школа- Пресс, 1994.

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.5. Основы дефектологии / Под

ред. Т. А. Власовой. - М.: Просвещение, 1983.

  1. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у

младших школьников вспомогательной школы // Дефектология. -№ 3. -1991.

  1. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и

адаптирующие игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /

Под ред. Л. А. Венгера,- М.: Просвещение, 1978.

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучение дошкольников с

отклонениями в развитии. - М.: «Владос», 2001.

  1. Катаева А. А., Ким С. Г. Восприятие и обобщение величин у умственно отсталых

дошкольников // Дефектология. - № 6,-1976.

  1. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. -

№ 5,- 1991.

  1. Левашова С. А. Психологи подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. -

Ярославль, 2002.

  1. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: Аркги, 2001.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в

развитии. Сборник игр и упражнений.Москва, 2007.

  1. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой

психического развития. - М.; Владос, 2003.

  1. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и

младших школьников. - М.: «Школьная пресса», 2004.

  1. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию

детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-Н. Новгород: Издатель Ю. А.

Николаев, 2001.

  1. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-

7 лет. - М.: Аркги, 2002.

  1. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ACT Астрель, 2002.
  2. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей (4) 5-6 лет. - М.:

Сфера, 2001.

  1. «Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию детей
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: