Цель контроля: определить уровень развития здоровьесберегающей компетентности (культурно - гигиенических навыков при питании).
Объекты контроля: воспитанники дошкольных групп.
Сроки проведения контроля: с 01.04.-04.04. 2014 года.
Метод контроля: наблюдение, проверка документации, беседа.
Формы контроля: оперативный.
Результаты контроля:
В КГКП с 01.04.-04.04. 2014 года проходила проверка с целью: выявить уровень сформированности КГН при питании у детей.
В ГОСО РК от 23.08.2012 года, было отмечено, что одним из показателей здоровьесберегающей компетентности являются развитие культурно - гигиенических навыков. Согласно программе на каждом возрастном этапе предъявляются требования к развитию КГН у дошкольников.
В ходе проверки было выявлено, что во всех возрастных группах воспитатели проводят работу по развитию КГН при питании. Правильная сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у детей. Воспитатели развивают умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками, напоминают о прямой осанки, развивают у детей уверенность в себе. Воспитатели групп № 2, 3, 4, 5,7, 8, 10,14 обращают внимание на вкусный суп, который приготовили повара.
Рассказывают детям воспитатели, что такое первое горячее блюдо, из чего его готовят, для чего оно предназначено. Воспитатели развивают умение кушать любое блюдо, соблюдать чистоту и аккуратность, не оставлять еду на тарелке.
В I младших группа № 1, 6 воспитатели обучают детей питаться самостоятельно, при этом напоминая, как правильно пользоваться столовыми приборами. Воспитатели (Интыбекова М.Р., Леднева Е.В, Кузеубаева Ж.Ж.,Женисова Ж.) в процессе приема пищи смотрят за детьми: сколько пищи они набирают, как открывают рот, как кладут в рот ложку, не спешат ли они. Напоминают о правилах поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не сорить.
Главное внимание в этом возрасте воспитатели уделяют умению ребенка тщательно пережевывать пищу.
Воспитатели дошкольных групп №1, 6 реализуют принцип последовательности и постепенности в умении выполнять действия в определенном порядке: убрать игрушки, вымыть руки, сесть за стол, взять хлеб, ложку и т.д. Вначале к столу приглашаются подгруппа самых маленьких, ослабленных, возбудимых, медлительных детей.
Выработка хороших привычек у детей - важное условие формирования характера. Воспитатели используют похвалу, поощрение, что приводит к положительным результатам в освоении правил столового этикета. В игровой и шутливо-доброжелательной форме доводят до сознания детей.
Через КГН дети шире познают окружающий мир. Так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка, чашка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями
(не наклонился над тарелкой - рубашка грязная).
КГН способствуют развитию речи: воспитатели наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называют блюда, поясняют действие, указывают на основные признаки).
Вывод: Развитие культурно-гигиенических навыков - важное условие для поддержки здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний. Воспитатели дошкольных групп используют различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время ежедневной сервировки стола и принятия пищи. Все это помогает детям запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.
Рекомендации:
1.Воспитателям в средних группах в уголке дежурных оформить уголок «Алгоритм накрывания на стол».
2.Необходимо обратить внимание родителей на следующие моменты:
• Как ест ребенок;
• Каково его поведение за столом;
• Умеет ли он пользоваться вилкой, полотняной и бумажной салфетками;
• Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.