Урок №20 Дата________
Тема: Алгоритмы с разветвлением. Циклы: повторение заданное количество раз. Повторение к выполнению условия.
Цели: дать представление о разветвления; учить составлять алгоритмы с разветвлениями; развивать логическое мышление, внимание, пам'ять; воспитывать интерес к информатике, заинтересованность основами алгоритмизации и программирования.учебная: сформировать сознательные знания по данной теме, закрепить правила поведения в школе, научить использовать циклические алгоритмы в среде Scratch; развивающая: развивать мыслительные процессы детей и моторику рук, способствовать всестороннему развитию;воспитательная: воспитывать интерес к изучению информатики.
Тип урока: усвоения новых знаний; формирование умений и навыков.
Оборудование и наглядность: доска, компьютеры, учебники, презентация.
Ход урока
- I. Организационный этап.
- 1. Приветствие.
- 2. Проверка готовности к уроку.
- II. Актуализация опорных знаний.
- Повторение правил поведения в компьютерном классе.
- Повторение изученного материала.
Что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательность выполнения действий.)
Что такое команда? (Команда алгоритма – это однозначное действие исполнителя.)
Кто такой исполнитель? (Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.)
Что такое блок-схема? (Блок-схемы – это способ графического представления алгоритма, в котором шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками.)
- Вычислительный цепочку.
Задумайте число. Добавьте к нему 6. Уменьшить на 4. Если возможно, разделите полученное число на 2. Если нет - добавьте 1 и поделите на 2. Какое число получили? А задумали? Можно ли эту цепочку назвать алгоритмом?
III. Изучение нового материала.
Мы с вами выполнили алгоритм. Давайте попробуем его записать.
В нашем алгоритме в одном месте возникает ситуация, когда мы должны определить, выполняется определенное условие, а уже потом действовать дальше. такой вариант называется разветвлением.
Где еще мы встречаемся с разветвлениями?
Подойдя к переходу, надо остановиться и посмотреть на светофор. Если сигнал светофора зеленый, то можно переходить улицу, иначе (если свет красный), переходить улицу нельзя. Следует обязательно дождаться зеленого сигнала светофора.
Ситуации, когда в зависимости от того, выполняется ли условие, надо принимать различные решения или выполнять различные действия, случаются часто. Такую ситуацию в алгоритмах называют разветвлением, а на блок-схемах команду проверки условия записывают в блоке, имеет форму ромба.
На уроках украинского языка вы изучали правило написания приставок с- или из-. Префикс следует выбирать в зависимости от буквы, с которой начинается корень слова. Если корень слова начинается с букв к, п, т, ф, х, то пишется приставка с-. В противном случае пишется префикс с. А вот как будет выглядеть блок-схема этого алгоритма:
Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов.
Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен.
Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов.
Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм — это алгоритм, содержащий циклы.
Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма.
Существует 3 типа циклических структур:
Цикл с предусловием;
Цикл с послеусловием;
Цикл с параметром;
Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для».
Графическая форма записи данных алгоритмических структур:
- IV. Физкультминутка.
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
- V. Формирование умений и навыков.
- 1. Работа с алгоритмами.
- 2. Работа за компьютером.
Сегодня вы будете работать с алгоритмами в онлайн программе Scratch. Для этого мы перейдем по указанной ссылке и в нашем браузере загрузится сайт https://scratch.mit.edu/discuss/post/2973186/
- 3. Упражнения для глаз.
Cовята.
Спят маленькие совята.
Раз! - раскрыли глаза.
Посмотрели вокруг,
Затем вверх и вниз.
Глазки - блим, блим, блим!
Отдохнуть надо им!
Вправо, влево глазки
Возвращали совята.
Совята будут спать,
А мы будем работать!
VII. Подведение итогов урока.
Что такое разветвления?
Во всех алгоритмах они должны быть?
Приведите пример ситуации, где будет использовано разветвления.
Какая фигура используется для записи разветвления на блок-схемах?
Склады алгоритм перехода улицы на пешеходном переходе без светофора.
VII. Домашнее задание.
Выполните задания в тетради на страницах 34-35, 38-43. Нарисуйте блок-схему циклического алгоритма.