АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 286
  • Скачиваний: 6

Противоречия в системе образования «незалежной» Украины, накопившиеся в последние десятилетия, привели к необходимости безотлагательной реформы физического воспитания обучающихся в системе среднего профессионального образования (СПО) Луганской Народной Республики (ЛНР).

Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.

К тому же, существенные изменения в системе СПО ЛНР, связанные с интеграцией в пространство Российского федерального государственного образовательного стандарта и направленные на унификацию образовательных требований, неоднозначно воспринимаются преподавателями колледжей.

Кроме чисто технического пересчета учебных часов, распределения на отдельные модули, определения рейтинговой оценки студентов, возникает проблема неготовности большинства преподавателей перейти от репродуктивного метода обучения к проблемному, который стимулирует творчество и инициативу обучающихся к самостоятельному поиску и овладению информацией.

Особые трудности возникают с дисциплиной «Физическая культура», которая в некоторых учебных заведениях, вытесняется из обязательных дисциплин в разряд факультативных или характеризуется резким сокращением количества часов в учебном плане. Эти факты требуют от студентов самостоятельных или организованных занятий различными видами спорта, оздоровительной двигательной активностью во внеучебное время, что связано, в большей мере, с желанием и инициативой самого студента.

Исследователи определяют [2, 3], что желание и умение осуществлять самостоятельную деятельность, как в обучении, так и в занятиях физическими упражнениями, у основной массы студентов не сформирована. Анализ литературы и практический опыт позволяют выделить несколько причин, влияющих на развитие инертности студентов:

  • несформированностью ценностных категорий здоровья и физического самосовершенствования студентов;
  • отсутствием осознанной взаимосвязи физической подготовленности и профессиональной готовности специалистов;
  • условиями организации учебно-воспитательного процесса;
  • репродуктивным методом обучения;
  • отсутствием реализации таких функций педагогического контроля, как диагностическая, методическая, учебная, развивающая.

Этот перечень можно было бы дополнить, но даже указанные причины свидетельствуют о том, что нарушены основные принципы теории управления сложных динамических систем, к которым относится и физическое воспитание.

Необходимость в управлении, в соответствии с общими положениями [1, с. 52-55], возникает там, где существует проблема выбора, где успех деятельности человека зависит от степени вероятности принятия оптимальных решений. Важнейшей проблемой в физическом воспитании является определение адекватности педагогических воздействий на двигательные возможности человека.

Следующей проблемой является взаимосвязь между управляющей системой (преподавателем) и управляемой (студентом), который является саморегулирующей системой, то есть фактически не объектом управления, а субъектом [2, с. 115].

В физическом воспитании как особом виде деятельности это связано с преобразованием неорганизованных форм поведения на более эффективную, целенаправленную и продуктивную форму двигательной деятельности.

 В этом случае мотивация приобретает формы организации поведения с формированием функциональных механизмов для эффективной деятельности, объединенных мотивов и установок достижения поставленной цели. В.К Бальсевич [3, с. 8-11] определил, что осознанная двигательная активность занимающихся физических упражнений, может вызвать перестановки значимости мотивов в процессе достижения цели. Формируется круговая зависимость мотивационных установок, которые определяют перспективность их использования для реальных достижений. Возникает обратная связь – положительная в отношении цели и отрицательная относительно реальной оценки достигнутых результатов, что требует дальнейшего самосовершенствования.

Но для реализации такого «круга» механизмов необходимо наличие потребности в достижении такого физического состояния, которое обеспечивает высокий уровень здоровья и готовность к будущей профессиональной деятельности студента.

Мировая наука предусматривает целостный взгляд на здоровье как на феномен, который интегрирует не менее пяти сфер здравоохранения: физическую, психическую, умственную, социальную и духовную. Все эти составляющие тесно взаимосвязаны, действуют одновременно, а их интегрированное влияние определяет состояние здоровья, качество подготовки специалистов среднего звена для всех отраслей экономики ЛНР.

Это дает основание включать физическое здоровье в ценностную категорию физической культуры, которую мы рассматриваем как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной и рекреационной деятельности для её дальнейшего использования с целью самосовершенствование.

В этой связи необходимо обратить внимание на то, что Программа по дисциплине «Физическая культура» при всей своей доработке и коррекции, продолжает носить авторитарный характер. Если даже согласиться, что дисциплина "Физическая культура" соответствует содержанию общеобразовательного стандарта, формы и методы физического воспитания должны отвечать профессионально-прикладной направленности специальности и быть личностно-ориентированными.

На практике прежде игнорируется последний фактор, повсеместным является авторитарный подход, когда студенту объявляется, что он должен выполнять, каковы его обязанности, с минимальным комментарием и разъяснениями. Такой тип отношений преподавателя со студентами перенесён из спорта, когда тренер полностью контролирует поведение спортсмена [3, с. 12-17]. Поскольку преподаватели физической культуры, как правило, выполняют и тренерский роботу, такой стиль отношений распространяется и на студента.

Отсюда вытекает и второй стиль поведения преподавателя − "формальная власть" в руководстве действиями студентов. Структура и содержание учебного процесса по физической культуре четко планируются и должны без возражений выполняться. В спортивной тренировке это является одним из условий достижения успеха через преодоление внешних и внутренних трудностей, проявление волевых усилий для преодоления усталости. Но, занимаясь спортом, молодой человек добровольно выбирает и заранее ориентируется на достижение высокого спортивных результатов, то есть уже имеет мотив деятельности – это мотив достижения цели [4, с.133-137]. Таким образом, в физическом воспитании присутствует обязательность без принципа добровольности, что фактически приводит к навязыванию студенту программы поведения со стороны преподавателя, что некоторыми студентами воспринимается как насилие над личностью и вызывает противодействие в виде отказа от выполнения предлагаемых упражнений и пропуска занятий.

Таким образом, перенесение "авторитарной" и "формальной" модели отношений между преподавателем и студентов "преподаватель-студент" в физическом воспитании воспринимается определенной частью студентов как субъективное, с неоправданным психологическим давлением.

Возвращаясь к анализу причин, снижающих эффективность системы физического воспитания студентов, а следовательно и управления этим процессом, остановимся лишь на некоторых из них: слабая мотивация молодежи к занятиям физической упражнениями, отсутствие социальных характеристик физического воспитания разных возрастных групп молодежи, отсутствие системы педагогического контроля, которая бы позволила дать полезную информацию о фактических изменениях в физическом развитии не только преподавателям, но и самому студенту.

Таким образом, изучение проблем современной системы физического воспитания студентов в СПО позволило выделить некоторые факторы, которые нарушают управление учебным процессом по физическому воспитанию, не способствуют подготовке конкурентноспособного специалиста в соответствии с требованиями современного рынка труда:

  • отсутствие сложившихся ценностных категорий физического здоровья, физического самосовершенствования у большинства студентов, что отрицательно сказывается на их мотивации к самостоятельным занятиям в процессе физического воспитания, укрепление чувства самодостаточности обучаемых;
  • отсутствие целевой модели физического воспитания в области профессионально-прикладной физической подготовки, что влияет на осознание взаимосвязи между физической подготовкой и освоением профессиональной деятельности;
  • условия организации и методы учебно-воспитательного процесса, включающего репродуктивный методы обучения, консерватизм содержания программ занятий по физическому воспитанию, авторитарный и формальный способ общения преподавателей со студентами, отсутствие самоконтроля физического состояния со стороны студентов, что не способствует решению задач социализации будущих специалистов, совершенствованию подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.

Список использованных источников

1. Анохин П. Н. Общая теория функциональных систем [Текст] / П.Н. Анохин // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. — Москва : Медицина, 1974. — С. 52—57.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа  [Текст]  / А.Г. Асмолов. — Москва : Издательский центр  "Академия", 2002. — 416 с.

3. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст] / В. К. Бальсевич //Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. — 1996. — № 1. − С. 8—17.

4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: