Введение
Деятельность современного педагога уже немыслима без использования инновационных, эффективных технологий, методик, используемых для развития творческих способностей обучающихся, приобретения учащимися позитивного социального опыта . Развитие общества и производства привело к тому, что сегодня является очень важным в человеке развитие навыков самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности. Школа готовит к выпуску ученика, способного найти применение своим способностям, своему сложившемуся творческому, проектно – конструктивному опыту. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Именно поэтому учителю просто необходимо заниматься поиском новых форм деятельности, интерактивных методов.
В условиях реализации ФГОС при обучении предметам гуманитарного цикла применение стратегии критического мышления позволяет интерпретировать и оценивать имеющуюся информацию совершенно по-новому , что в свою очередь заставляет педагога уйти от привычного, репродуктивного метода и дает возможность постичь новый уровень осмысления проблематики информационного текста и литературного произведения. Именно к этому направляет поиск основополагающего вопроса при планировании учебной деятельности. Новая формулировка проблемных вопросов учебной темы требует от обучающихся хорошего знания законов построения текстов, с которыми предстоит работать, умения анализировать на всех уровнях, а также требует рабочих навыков использования различных источников информации, что позволяет учащимся свободно высказывать собственное мнение , приводя убедительные доводы и аргументы к своей точке зрения (последнее является непременным условием) . Все вышеперечисленное развивает диалогическое мышление, обогащает словарный запас и грамотность речи, способствует развитию творческих способностей учеников , столь необходимых на сегодняшний день.
Мой педагогический стаж – 17 лет. Систематически занимаюсь апробированием и освоением новых технологий, в данный момент применяю технологию проблемного обучения, игровую технологию, технологию сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологию развития критического мышления. Занимаюсь самообразованием, читаю соответствующую литературу по изучению педагогических технологий, провожу уроки с использованием новых методик и приемов.
Полагаю, что технология развития критического мышления - это уникальный способ организации учебной деятельности, и использование его возможно при обучении любому предмету и любой программе.
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем и старшем школьном звене реализуется на практике, хотя без развития мыслительной деятельности невозможно говорить о системно-деятельностном подходе Нормальное мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Цель данной работы: продемонстрировать возможности использования технологии развития критического мышления на уроках литературы как способа активизации мыслительной деятельности. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
апробировать методику преподавания и содержание ТРКМ.
показать эффективность использования методов и приемов ТРКМ для активизации мыслительной деятельности, необходимой для участия в жизни общества и государства.
описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный конспект урока с использованием технологии РКМ может использоваться в процессе преподавания литературы в общеобразовательной школе другими педагогами.