Значения и преимущества информационных компьютерных технологий в процессе обучения студентов СПО - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 103
  • Скачиваний: 13

Значения и преимущества информационных компьютерных технологий в процессе обучения студентов СПО

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов: во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе; в-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования.

Компьютерные информационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации студенту по средством компьютера.

При подготовке к занятию (лекции, семинару, практической) с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это урок, следовательно, составляется план исходя из его целей. При отборе учебного материала педагог должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности изложения, дифференцированного подхода, научности и др. т.к. компьютер не заменяет преподавателя, а лишь дополняет его.

Такому занятию характерны:

1.                принцип адаптивности: приспособление ИКТ к индивидуальным особенностям студента;

2.                управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения;

3.                интерактивность и диалоговый характер обучения;

4.                возможность сочетания индивидуальной и групповой работы;

5.                поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.                неограниченное обучение: по времени и содержанию, как в рамках аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе дома.

ИКТ можно использовать при подготовке лекции, семинара, практической, созданию электронных учебников и учебных пособий, так и при закреплении пройденного материала с помощью тестов различной сложности, проведения деловых игр, тематических КВН, пресс-конференций, творческих отчетов и т.п.

Компьютер может выполнять функции, как педагога, так и рабочего инструмента:

1. в функции преподавателя компьютер представляет собой:

-               источник учебной информации;

-               наглядное пособие;

-               тренажер;

-               средство диагностики и контроля (входного, рубежного, итогового).

2. в функции рабочего инструмента:

-               средство подготовки текстов, докладов, рефератов, отчетов, аналитической информации, их хранение;

-               графический редактор (для создания рисунков, диаграмм, схем);

-               средство подготовки выступлений;

-               мощный калькулятор.

Планируя занятие, преподаватель имеет возможность:

1. использовать языки программирования, при наличии определенных компетенций в этой области;

2. использовать готовые программные продукты (виртуальные лаборатории, опыты, обучающие программы, уроки-презентации  и т.п.);

3. использовать пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении занятия, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к занятию. Занятие, составленные при помощи PowerPoint наглядны, зрелищны и эффективны в работе над изучаемой темой.

Преимущества использования ИКТ в процессе обучения:

1. индивидуальность обучения или обучение в малых группах;

2. интенсификация самостоятельной работы студентов;

3. расширение информационных потоков при использовании Internet.

4. повышение мотивации и познавательной активности студентов за счет разнообразия форм работы;

5. процесс обычного занятия с использованием компьютера позволяет преподавателю переложить часть своих функций на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;

6. данный метод обучения привлекателен для преподавателя, т.к. позволяет ему более полно оценить способности и знания студента, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и более углубленное изучение информационных технологий;

7. применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет педагогу за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у студентов и своевременно его скорректировать;

8. студентам интересен практически мгновенный результат, получаемы при проведении компьютерного тестирования (с указанием ошибок);

9.  освоение студентами современных информационных технологий на более высоком уровне (построение графиков, диаграмм, аналитических таблиц и т.п.), что позволяет им ярче проявить свои творческие способности по изучаемым дисциплинам.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения учебной информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний студентов, развивать их способность к самооценке.

Новые государственные образовательные стандарты предполагающие уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение самостоятельной работы студентов позволяют в полной мере использовать ИКТ на должном уровне.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии позволяют: стимулировать познавательный процесс к изучению дисциплин, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны дисциплины, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.

Блохин Андрей Олегович

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: