Значения и преимущества информационных компьютерных технологий в процессе обучения студентов СПО
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов: во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе; в-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования.
Компьютерные информационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации студенту по средством компьютера.
При подготовке к занятию (лекции, семинару, практической) с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это урок, следовательно, составляется план исходя из его целей. При отборе учебного материала педагог должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности изложения, дифференцированного подхода, научности и др. т.к. компьютер не заменяет преподавателя, а лишь дополняет его.
Такому занятию характерны:
1. принцип адаптивности: приспособление ИКТ к индивидуальным особенностям студента;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения;
4. возможность сочетания индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6. неограниченное обучение: по времени и содержанию, как в рамках аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе дома.
ИКТ можно использовать при подготовке лекции, семинара, практической, созданию электронных учебников и учебных пособий, так и при закреплении пройденного материала с помощью тестов различной сложности, проведения деловых игр, тематических КВН, пресс-конференций, творческих отчетов и т.п.
Компьютер может выполнять функции, как педагога, так и рабочего инструмента:
1. в функции преподавателя компьютер представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля (входного, рубежного, итогового).
2. в функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, докладов, рефератов, отчетов, аналитической информации, их хранение;
- графический редактор (для создания рисунков, диаграмм, схем);
- средство подготовки выступлений;
- мощный калькулятор.
Планируя занятие, преподаватель имеет возможность:
1. использовать языки программирования, при наличии определенных компетенций в этой области;
2. использовать готовые программные продукты (виртуальные лаборатории, опыты, обучающие программы, уроки-презентации и т.п.);
3. использовать пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении занятия, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к занятию. Занятие, составленные при помощи PowerPoint наглядны, зрелищны и эффективны в работе над изучаемой темой.
Преимущества использования ИКТ в процессе обучения:
1. индивидуальность обучения или обучение в малых группах;
2. интенсификация самостоятельной работы студентов;
3. расширение информационных потоков при использовании Internet.
4. повышение мотивации и познавательной активности студентов за счет разнообразия форм работы;
5. процесс обычного занятия с использованием компьютера позволяет преподавателю переложить часть своих функций на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
6. данный метод обучения привлекателен для преподавателя, т.к. позволяет ему более полно оценить способности и знания студента, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и более углубленное изучение информационных технологий;
7. применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет педагогу за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у студентов и своевременно его скорректировать;
8. студентам интересен практически мгновенный результат, получаемы при проведении компьютерного тестирования (с указанием ошибок);
9. освоение студентами современных информационных технологий на более высоком уровне (построение графиков, диаграмм, аналитических таблиц и т.п.), что позволяет им ярче проявить свои творческие способности по изучаемым дисциплинам.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения учебной информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний студентов, развивать их способность к самооценке.
Новые государственные образовательные стандарты предполагающие уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение самостоятельной работы студентов позволяют в полной мере использовать ИКТ на должном уровне.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии позволяют: стимулировать познавательный процесс к изучению дисциплин, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны дисциплины, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.
Блохин Андрей Олегович