Значение игровых занимательных задач для младших школьников.
Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности младших школьников ,способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у обучающихся познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычайная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна ребятам. Желание достичь цели- составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат- стимулирует активность и проявление нравственно-волевых усилий(преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата ).
Занимательные задачи ( различные игры, головоломки, задачи на смекалку и т. д.) способствуют становлению таких качеств личности ,как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у обучающихся умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.
Любая математическая задача ,для какого бы класса она не предназначалась ,несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными ,условием задачи и т. д.Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях .Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче ,логическом упражнении ,головоломке ,ребусу, лабиринте и др.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и по значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем ,кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:
1.Развлечения.
2.Математические (логические)игры и задачи.
3.Развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Математические развлечения:
разного рода задачи ,упражнения, моделирование, загадки, задачки-шутки, математические квадраты, математические фокусы,
головоломки, ребусы, лабиринты ,игры на пространственное преобразование и др.Они увлекательны для обучающихся, интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. (Игры"Танграм", "Геометрический конструктор",игра -головоломка "Пифагор", "Монгольская игра", "Колумбово яйцо", "Куб -хамелеон", "Уголки", "Лабиринты" и др.) Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел) геометрическими(разрезание бумаги сгибание проволоки) буквенными(анаграммы, кроссворды ,шарады).Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики".
Математические(логические) игры, задачи ,упражнения:
назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности обучающихся, в оживлении процесса обучения ,в развитии умения осуществлять последовательные умственные действия : анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Практические действия облегчают решение задач и делают их более убедительными и доказательными.
Это игры ,в которых смоделированы математические построения , отношения, закономерности. Для нахождения ответа(решения) ,как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представлять все возможные изменения .Особенно удачно их применение на уроках математики при повторении и закреплении изученного материала("Чем отличаются?", "Найди ошибку", "Мельница","Чудо-мешочек","Выращивание дерева", "Вычислительная машина"и др.).
Развивающие игры , задачи и упражнения:
Они интересны для обучающихся, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли .Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии ребят. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом обучающиеся овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Учитель вооружает ребят лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению(правильному или ошибочному).Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативе.("Вьетнамская игра","Волшебный круг","Пентамино","Турецкие шашки" и др.)
Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли , рассуждений и действий ,гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений .Особо важным следует считать развитие у обучающихся умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи ,поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Эти задачи различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи обучающийся включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
В обучении младших школьников нестандартная задача ,целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у ребят интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Результаты изучения познавательного интереса у младших школьников свидетельствуют о высоком уровне развития познавательного интереса: в 3 классе высокий уровень развития-63%,средний -25%, низкий-12%( по методике "Изучение познавательного интереса" Яковлева Е.В., научный консультант.)
Литература:
1.Игровые занимательные задачи для младших школьников. З.А.Михайлов М. ,Просвещение,2009.
2.От игры к знаниям. Е.М.Минскин ,М.,Просвещение,2001.
3.Логические и математические и игры. Р.Ф.Соболевский, Минск,2007.
4.Считай, смекай, отгадывай. Киев,2008.
5.Ступеньки творчества , или развивающие игры. Б.П.Никитин,Минск,2000.