Урок окружающего мира 2 класс Тема: «Зимние праздники» УМК «Перспектива».
Цель:
Познакомить с общими и различными чертами рождественских праздников в странах Запада и в России, с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника.
Развивать наблюдательность, внимание, воображение.
Оборудование:
Ход урока:
1)Орг.момент.
Вот и прозвенел звонок-
Начинается урок.
2)Проверка домашнего задания.
3)Изучение новой темы.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит поэт.
В декабре метет поземка,
Мерзнет солнышко в окне.
Тук-тук-тук! Войдите! Елка
Вся в снегу пришла ко мне.
Сразу в доме стало тесно,
Жутко, весело, чудесно-
Будто весь огромный лес
Через форточку залез!
О каком празднике говорится в этом стихотворении?
Правильно, здесь говорится о празднике Новый год.
Вот сегодня на уроке мы будем с вами говорить о зимних праздниках.
Кто мне скажет, когда мы отмечаем Новый год?
Но Вы же знаете, что не все народы отмечают новый год зимой?
С древности люди по- разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте.
Почему именно этот месяц выбрали древние греки?
В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна и начинается подготовка к работам в поле и в саду.
И в старину на Руси год начинался 1 марта. Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой.
---Подготовленные ученики рассказывают о некоторых зимних праздниках---
В древности пора зимнего солнцеворота называлась «рождением нового Солнца». На это время издавна у многих народов приходились веселые праздники. Радовались люди: вслед за «рождением Солнца» непременно наступит долгожданная весна.
Со временем народы Запада стали отмечать начало нового года вслед за зимним солнцеворотом, в ночь с 31 декабря на 1 января. И январь встал на первое место среди братьев-месяцев.
В 1700 году российский император Петр I повелел и в России праздновать Новый год в это же время. Таи и установился тот порядок месяцев.
Своим указом Петр I распорядился украшать хвойные деревья в честь новогоднего праздника. С тех пор на площадях стали устраивать ёлочные торги(базары).
- Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? (Император Петр I )
А кто-нибудь знает, что такое старый Новый год?
5)----Презентация по теме----
Православный календарь отстает от современного на 13 дней. Многие отмечают накануне 14 января праздник со странным названием- старый Новый год обычно в этот день встречаются люди, которые дружат с детства и юности. Первый раз многие из них празднуют Новогодье в узком семейном кругу, а во второй раз- с друзьями.
Что такое старый Новый год?(празднование Нового года по православному календарю)
Новый год- это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными игрушками? (Рождество Христово)
Как вы думаете, от какого слова происходит название этого праздника? (от слова «Рождение»)
Кто родился в этот день? (Сын Божий- Христос)(фото)
Показ презентации по данной теме.
6)Физминутка (под музыку).
Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России- по православному.
Теперь давайте прочитаем что же нам расскажет об этом наш учебник стр.29.
6)Работа по учебнику.
Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?
Какие слова вам показались непонятными? Кто знает, что такое вертеп?
Вертеп- это пещера, в ней укрывались от непогоды и на ночь домашнее животные. В такой пещере родился Иисус Христос. В память об этом к празднику Рождества Христова мастерят плоское или объемное изображение пещеры с яслями, в которых лежал младенец Иисус; рядом- Богоматерь, старец Иосиф и мудрецы-звездочеты с дарами (показ фото)
А теперь давайте вернемся с вами в Россию. У нас Рождественский праздник отмечается 7 января. В старину и в селах, и в городах ребятишки и молодежь обходили дворы с Рождественской звездой, пели песенки с добрыми пожеланиями, которые называются колядками.
Хозяева щедро одаривали гостей вкусными пирогами и печеньем в виде лошадок, коровок, козочек.
7)Итак ,ребята давайте подведем итог нашего урока.
Вопросы по изученной теме.
8)Рефлексия.
9)Оценки.
10)Домашнее задание.