Актуальность проекта
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. У вновь пришедших детей в детский сад часто наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, объективно оценивать особенности своего организма, пользоваться горшком.
В каждодневной деятельности формируются культурно-гигиенические навыки и вырабатываются привычки.
Одним из средств решения поставленных задач являются здоровьесберегающие технологии, без которых не обходится педагогический процесс.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей педагогов и родителей.
1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1.Тема: «Здоровый ребёнок-Счастливая семья».
- 2. Тип проекта: познавательно-игровой; информационно - исследовательский, вместе с родителями.
- 3. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта:краскосрочный
Возраст участников: первая младшая группа ( 2-3 года).
Цель проекта: Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, через приобщение родителей воспитанников в воспитательно – образовательный процесс.
Задачи:
для детей:
- формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.
- воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
- повышать интерес к здоровому образу жизни через различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
для родителей:
- дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной деятельности.
- повышать компетентность родителей о здоровом образе жизни, о здоровом климате в семье через информационные ширмы, памятки.
для педагогов:
-объединить усилия с семьями воспитанников для достижения наилучшего результата в вопросе о ведении здорового образа жизни.
Риски: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации; слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями характера и возраста.
Предполагаемые результаты проекта:
-для детей:
- 1. Привить простейшие навыки самообслуживания;
3.Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
- 4. Снижение уровня заболеваемости.
-для родителей:
1.Использование, полученной информации во время проведения проекта, в домашних условиях для сохранения здоровья детей.
- 2. Соблюдение преемственности родителей и детского сада по гармоничному развитию ребенка.
2 ЭТАП: ПОДГОтовКА ПЛАНА СОВМЕСНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Сбор информации
Что мы знаем об этом?
-Во время адаптации дети часто болеют.
-Почему?
-Потому что не знают элементарных навыков самообслуживания.
-Потому что родители не применяют дома физкультурно-оздоровительные процедуры.
-Потому что родители не приучают детей к здоровому питанию.
Что мы хотим узнать?
-Зачем правильно питаться?
-Зачем умываться и мыть руки с мылом?
-Зачем нужен массаж для пальчиков?
-Польза физических упражнений.
Как мы можем узнать?
-наблюдения;
-прогулки;
-подвижные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-утренняя гимнастика;
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика после сна
- закаливающие процедуры
- сюжетно-ролевые игры
- физкультминутки
- применение массажных ковриков
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
-художественная литература (стихи, потешки, книги)
-рекомендации родителям;-беседы.
Приобщение детей к здоровому образу жизни
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в нашем северном регионе, климатические и социально-гигиенические факторы, которого оказывают негативное воздействие на здоровье человека. Это:
Длительная и суровая зима.
Короткое и холодное лето.
Резкое нарушение обычной для умеренного климата фотопериодичности, с чем связано явление «светового голодания» - зимой, и «светового излишества» - летом.
В дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительному результату. С этой позиции в проекте работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
План работы над проектом:
1.Работа с детьми: игры, упражнения; чтение стихов и рассказов, сказок; проведение бесед.
- 2. Закаливающие процедуры: хождение по массажным коврикам, прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны.
3.Совместная и самостоятельная деятельность: проведение
совместных дидактических игр, совместных сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, самостоятельная двигательная активность, проведение различного вида гимнастик.
4.Работа с родителями: проведение индивидуальных консультаций, папки-передвижки, брошуры-памятки. Опыт по сохранению и укреплению здоровья детей семей Жуковых, Жулдубиных.
3 ЭТАП: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1.Беседы с детьми:
Беседы | Сроки |
«О здоровом питании», «Чистота - залог здоровья» | 1 неделя |
Добрый доктор Айболит», «Безопасность на прогулке» | 2 неделя |
«Правила личной гигиены», «Учимся здороваться», «Полезная и вредная пища» | 3 неделя |
2.Художественная литература:
Чтение | Сроки |
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» | 1 неделя |
К. Чуковский Федорино горе», сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 2 неделя |
К. Чуковский «Доктор Айболит», потешки о воде | 3 неделя |
- 3. Игровая деятельность:
Название игры, цель | Сроки |
1.Подв. игра: «Зайка» Цель: выполнять движения в соответствии с текстом. 2.Подв. игра «Догони мяч» Цель: приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга. 3. Пальчиков .физминутка: «Птички» 4. Сюжетно - рол.игра: «Катя заболела» Цель: разнообразить ролевое участие детей с куклой. 5.Сюжетно-рол.игра:«Катя проснулась» Цель:Способствовать обогащению сюжета детских игр. | 1 неделя |
1.Подв. игра: «Поезд» (приложение №5) Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом. 2.Подв. игра: «Карусели» Цель: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание. 3.Пальчиков.физминутка: «Этот пальчик - мамочка» 4.Сюжетно - рол.игра «Купание куклы» Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия | 2 неделя |
1.Подв. игра: «Где звенит?» Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве. 2.Подв. игра: «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. 3. Подв. игра: «Подползи под воротца» Цель: упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевая его. 4. Сюжетно - рол.игра:«Оденем Катю на прогулку» Цель: развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре 2-3 последовательных действия. | 3 неделя |
- 3. Наблюдения и экскурсии:
-за играми и движениями старших детей;
-экскурсия в медкабинет.
- 5. Совместная деятельность детей и воспитателей:
-закаливающие мероприятия: хождение босиком после сна по массажным коврикам, воздушные ванны, гимнастика после сна.
-прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
- все виды гимнастик: артикуляционная гимнастика, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки, релаксация.
- 6. Работа с родителями:
-Консультации: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»,«Топ 10 полезных продуктов для растущего организма» «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников», «Как правильно одеть ребенка по погоде», наглядный материал.