Цель: систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о магните.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, дерево, воду, картон).
3.Расширять словарный запас детей: «магнетит», «Магнезия», «лаборатория». Ввести в речь детей понятие «притягивать».
Развивающие
1. Развивать любознательность, активность, стремление к самостоятельному поиску причин и способов решения, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Вид деятельности:
Опытно-экспериментальный, коммуникативный, продуктивный.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Магнит, скрепки, шурупы, видеофильм «Обращение профессора Чудакова», почтовая коробка.
Раздаточный: 8 магнитов, скрепки, шурупы в тарелочках, 8 стаканов с водой, песочный стол, заготовки для бабочек и коробочки.
Ход НОД:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем и улыбнемся (дети приветствуют гостей, встают в круг).
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребятишки, а вы любите сюрпризы? Давайте закроем глазки и посмотрим, какой сюрприз нас сегодня ждет (дети закрывают глаза, воспитатель предлагает произнести вслух слова).
1,2, 3.Волшебство приди.
II. Основная часть.
Воспитатель: Какое волшебство случилось (ответы детей). Правильно у нас на столе появилась флеш карта (воспитатель предлагает посмотреть, что же находится на ней).
Просмотр видео письма от профессора Чудакова.
- Здравствуйте, дорогие ребята группы « Почемучки». К вам обращается сам профессор Чудаков.
- Дорогие ребята, у Фиксиков скоро день рождения. Я им хотел сделать подарок - смастерить робота, но все мелкие железные детали растерял. Не могли бы, вы, мне подсказать как их найти.
Воспитатель: Да, в лаборатории чего только нет у профессора, отыскать ему будет трудно мелкие детали. Чем же мы сможем помочь ему? При помощи чего можно быстро отыскать металлические детали?
Дети: Магнитом можно отыскать металлические предметы, потому что он притягивает к себе металл.
Воспитатель: Все верно, молодцы! Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием сейчас расскажу.
Много-много лет назад люди нашли в горах минерал - камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?
Дети: Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.
Воспитатель дополняет ответы детей: Еще магниты используют в магнитофонных колонках – в динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах: вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
Но для того, чтобы дать советы профессору Чудакову, мы должны исследовать эти магниты.
Ребята, а где происходят исследования?
Дети: В лаборатории, так как там проводят разные опыты.
Воспитатель: Ну что же, тогда предлагаю отправиться в мини – лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы. Дорога наша не простая. Путь нам будут указывать разноцветные камешки.
Звучит музыка, дети идут по камешкам за воспитателем в лабораторию и произносят слова:
Раз, два, три.
Раз, два, три.
По дорожке мы пошли,
Петлять дорожка начала,
Среди высоких трав.
По ней шагаем мы легко,
Головушки подняв.
Вот мы кочки увидали,
И по ним мы пошагали.
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Чтобы приступить к работе, каким правилам мы должны придерживаться?
Дети: Перед началом работы необходимо одеть фартуки. Во время работы соблюдать тишину и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы.
Воспитатель: Все верно. (одевают фартуки).
1 опыт: На столе лежат магниты и маленькие металлические предметы. Какой опыт мы можем провести с помощью этих предметов?
Дети: Собрать скрепки магнитом (выполняют действия).
Воспитатель: В чем мы убедились с помощью этого опыта?
Дети: Магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Молодцы, действительно магнит притягивает металлические предметы.
2 опыт: А какой еще опыт мы сможем провести, используя скрепки и магниты? (Воспитатель выслушивает ответы детей) Я вам подскажу. Мы можем узнать, может ли магнит притянуть металлические детали через столешницу. (Проводят опыт, дети делают вывод).
Да, ребята, магнит сможет притянуть предметы даже через деревянную поверхность.
3 опыт: На столе лежат магниты и маленькие металлические детали, рядом стоит песочный стол. Какой опыт мы можем провести с помощью этих предметов?
Действительно, мы сможем узнать, может ли магнит притянуть металлические детали через песок. (Проводят опыт, делают вывод).
Физ. минутка: Игра «Магнит и предметы»
Воспитатель: Вы хотите поиграть? Игра называется «Магнит и предметы».
Я буду магнитом, а вы – металлическими предметами. Под музыку предметы магнит не притягивает. Как только музыка закончится, металлические предметы, то есть вы, преодолевая на пути препятствия притягиваетесь к магниту, ко мне. (Проигрывают игру несколько раз, возвращаются к опытам).
4 опыт: На столе находятся магниты, маленькие металлические детали и стаканы с водой. Какой опыт мы можем провести с помощью этих предметов?
Действительно, мы сможем узнать, может ли магнит притянуть металлические детали через воду. (Проводят опыт, делают вывод).
А какой еще опыт можно провести, используя эти предметы?
5 опыт: Мы сможем узнать, может ли магнит притянуть металлические детали через воду и стекло. (Проводят опыт, делают вывод).
Воспитатель: Вот мы и провели с вами несколько опытов, исследующих магниты. Мы обязательно расскажем об этом профессору через видеописьмо, но сначала я хочу вам предложить сделать подарки для Фиксиков. Хотите?
Я предлагаю вам сделать летающих бабочек. Для этого нам понадобятся небольшие коробочки, в которых на веревочках привязаны скрепки и бабочки. Чтобы бабочка смогла полететь, мы крепим ее на скрепку и, приподнимая бабочку на веревочке кверху, поймаем ее магнитом с внешней стороны коробки. Проводя магнитом в разные стороны, бабочка начинает свой полет. (Рассказывая, воспитатель показывает правильность выполнения работы, после чего предлагает детям сделать тоже самое.)
Воспитатель: Наши подарки готовы, отправить мы сможем их по почте. Складываем свои коробочки в посылку (дети убирают в коробку свои подарки).
III. Заключительная часть.
Пришло время отправляться в детский сад. (Дети снимают фартуки и по дорожке из разноцветных камней возвращаются в группу).
Ну, а сейчас настало время рассказать профессору о том, как можно без труда найти мелкие металлические детали. (Делают видеозапись, подводя итог проведенной работы).