Каждый педагог, и тот, кто только начал работать в школе, и тот, кто отдал ей не один десяток лет, задаёт себе вечный вопрос: в чём суть профессии учителя? Я хотела бы ответить так: это радость видеть невидимое для многих — процесс становления человека, возможность стоять у колыбели личности ученика. От педагога зависят и направление, и скорость, и сам характер этого самого сложного процесса. Как сделать, чтобы годы учения стали для каждого ученика, по словам В.Ф. Шаталова, «точкой опоры» на всю последующую жизнь?
Мы видим, как за последние годы изменился окружающий нас социальный мир. Иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей. Какой человек преуспевает в этом мире? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий, предприимчивый, активный в достижении своих целей. Но хотелось бы, чтобы у этого человека было сердце, способное сострадать и любить, чтобы он понимал прекрасное и, наконец, чтобы человек был патриотом.
Добиваться этих высоких и, казалось бы, почти недостижимых целей общеобразовательной школе может и должно помочь дополнительное образование. В то время, когда общеобразовательная школа нацелена на интеллектуальное развитие ребёнка, теоретическое его образование, строящееся на основе подчинения ребёнка необходимости, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят. Поэтому одним из приоритетных направлений в развитии системы дополнительного образования являлась интеграция основного и дополнительного образования.
Между основным и дополнительным образованием существует прямая зависимость. Чем выше уровень школы, тем больше потребностей у учащихся в дополнительном образовании и наоборот: чем богаче и содержательнее организация форм дополнительного образования, тем больше возможностей реализации основных общеобразовательных программ у школы.
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Особенность Базисного учебного плана в стандартах второго поколения — наличие графы «Внеучебная деятельность», на которую во всех вариантах отводится 10 часов в неделю, предназначенную для реализации дополнительных образовательных программ, программ социализации учащихся, воспитательных программ.
Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность обучающихся, должны использоваться на различные формы её организации, отличной от урочной системы обучения, — экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Другая важная особенность дополнительного образования детей — его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности.
В моем классе отведено 2 часа на внеурочную деятельность, которая имеет спортивно-оздоровительное направление («Здоровейка»). Цель: формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
При всём разнообразии форм (учёные насчитывают до 500 видов деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Останавливаться только на одной функции недостаточно. Между тем, как показывают социологические исследования, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения внеурочного времени, что оборачивается снижением общей культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Именно поэтому важной является задача учителя научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свою деятельность содержательным, работающим на совершенствование. Поэтому занятия в моем объединении чередуются: подвижные игры и занятия в кабинете (беседы, викторины, праздники).
Как мы видим, основное — школьное и дополнительное образование взаимно дополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Конечно, дополнительное образование даёт больше возможностей реализовывать различные задачи, в первую очередь — воспитательные, потому как для того и создан. Вряд ли кто предполагает, что занятия в любого вида кружках и студиях могут носить лишь обучающий характер и не включать в себя воспитательные аспекты. Неважно, каким видом творчества занимается ребёнок, лишь бы он творил, лишь бы включил всю свою личность: чувства, способности, разум в эту деятельность. Таким образом, он достигает той самой «точки опоры — обретения достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которой — честь, совесть, правда».