Вокально - исполнительский анализ произведения Ц. Кюи Гроза - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 218
  • Скачиваний: 16

 «Гроза».

Ц. Кюи, слова Белоусов И.

Кюи, Цезарь Антонович – музыкальный критик, инженер-генерал, замечательный русский композитор. Он рано обнаружил способности пианиста и композитора. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 г. ("6 Польских песен", изданы в Москве, в 1901 г.), но серьезно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.А. Крылова , "Исторический Вестник", 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: "Тайна" и "Спи, мой друг", на слова Кольцова - дуэт "Так и рвется душа".

 Ц. Кюи написал очень много опер, такие как «Сарацин» (по драме Дюма-отца), « Пир во время чумы» (по Пушкину), «Мадмуазель Фифи» (по Мопассану и Метенье), «Снежный богатырь», «Матео Фальконе» (по Мериме и Жуковскому), «Капитанская дочка» (по Пушкину), «Красная шапочка» (по Перро), «Кот в сапогах» (по Перро) и др. В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия.

 Ц.Кюи немало написал произведений на стихи великих поэтов, таких как графа А. К. Толстого, Некрасова, Пушкина. А также на стихотворение И. Белоусова «Гроза».

Иван Алексеевич Белоусов (1863—1930), русский поэт-самоучка, писатель для детей и переводчик с украинского и белорусского языков. Один из руководителей «Суриковского литературно-музыкального кружка».

Родился в Москве в семье ремесленника из крестьян. Печататься стал с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская Мысль» и др.

Издавал журналы «Путь», «Наш журнал». Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко. Кроме Шевченко, переводил итальянскую поэтессу Аду Негри, польскую — Марию Конопницкую, ряд украинских и белорусских поэтов. Писал историко-литературные статьи и детские рассказы.

 В последние годы выпустил две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва».

 Одно из стихотворений Белоусова «Гроза».

Из-за гор и леса
Туча грозовая
Приползла неслышно,
Солнце заслоняя.

Под ее покровом
Страшно, жутко было;
Гром гремел, и ярко
Молния светила.

Пронеслася туча,
Небеса синеют,
И луга цветами
Яркими пестреют.

И грозы как будто
Вовсе не бывало, -
Всё, как прежде, тихо
И спокойно, спокойно стало.

Стихотворение раскрывает тему природы. По образному содержанию можно разделить на 2 части: первая и вторая строфы изображают состояние приближающейся грозы. В следующих двух строфах раскрывается состояние природы после грозы. Также и музыкальный материал делится на две контрастные части, обусловлено сменой одноименной тональности, сменой размера 4/4 на 3/4, сменой темпа от умеренного к более быстрому.

Произведение написано в жанре хоровой миниатюры  a capello.

Характеристика мелодии Мелодия – ведущее средство музыкальной выразительности. Мелодическая линия проводится в партии сопрано на протяжении всего произведения. Для мелодической линии первой части характерно секвенционное развитие. Композитор рисует картину надвигающейся бури. В 1 предложении для мелодии характерно поступенное нисходящее движение с длительным пребыванием на одной высоте в среднем регистре. Во 2 предложении развитие мелодии происходит по такому же принципу, но на терцию выше.

Характер мелодии во 2 части контрастен первой. Мелодическая линия становится очень выразительной, гибкой, извилистой. Для второй части характерно волнообразное движение с небольшими остановками на смысловых словах в среднем регистре.

В конце произведения завершённость звучанию придаёт переход мелодии в более низкий регистр, повторение слов, прерывающихся паузами, устойчивость звучания.

Мелодия ритмически оформлена ровными восьмыми длительностями, встречаются выдержанные звуки (5,10, 12,14,16 такты).

В мелодии прослеживаются призывные интонации.

Звучание мелодии в мажорном ладу создаёт в первой части настораживающие, испуганное настроение, а вот второй части лирическое, успокаивающее.

Ладотональный план В произведении первая часть, характеризующая начало грозы, написана в тональности Еs-dur, а во второй части, характеризующей образ природы после грозы, написана в одноименной тональности Еs-moll.

 Выбор минорного лада в первой части обусловлен настораживающими, устрашающими эмоциями, которые воплотил композитор в музыкальном образе начинающие грозы, и мажорного лада во второй части обусловлен светлыми эмоциями успокоения в показе образа природы после грозы.

Вокально- хоровой анализ Произведение предназначено для исполнения однородным женским 4х голосным хором.

Диапазон партии сопрано 1:ми бемоль первой октавы –соль второй октавы (ч.8 + б. 3) Диапазон партии сопрано 2: ре первой октавы –ре второй октавы (ч.8) Диапазон партии альта 1: си бемоль малой октавы –ре второй октавы (ч.8+б.3) Диапазон партии альта 2: ля бекар малой октавы –ре второй октавы (ч.8+ч.4)

Диапазон всего хора: ля бекар малой октавы –соль второй октавы (ч.8+м.7) Тесситура для всех голосов средняя, удобная. Ансамбль естественный, так как у всех партий одинаковое напряжение голосов.

Звуковедение. Звуковедение в произведении мягкое Legato, непрерывное связное пение: гласные сцеплены между собой, согласные произносятся быстро, без нарушения потока воздуха. Дыхание Дыхание в произведении общехоровое. Характер звука Характер звука в произведении прикрытый, светлый, мощный.

Вокально – хоровые трудности Интонационные трудности

  • Основная трудность исполнения a capella. Необходимо исполнение с тенденцией к повышению; пропеть мелодию на октаву ниже или в более низкой тональности; исполнение в быстром темпе, постепенно замедляя до положенного темпа.
  • Переход в другую тональность. (Необходимо спеть с гармонической поддержкой).
  • Движение мелодии на одном звуке. (Необходимо спеть с интонацией к повышению).
  • Сложные аккорды с секундовым сочетанием. (Необходимо выстроить аккорды, пропев звуки поочередно с каждой партией).

Метроритмические трудности. Умение петь вместе, ритмически чётко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – важнейшие качества мастерства хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача

  • Переменный размер, 4/4 к 3/4 при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей. (Начало каждой группы надо отмечать акцентом или «зажимом» в зависимости от характера произведения).
  • Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля. (Необходимо интонировать выдержанные звуки со счетом). 
  • Пунктирный ритм также является вокально-хоровой трудностью, который встречается. (Необходимо прохлопать ритм и пропеть мелодию со счетом).
  • Паузы. (Необходима чёткость и активность дирижёрского жеста). 

Данную хоровую миниатюру мог бы исполнять женский или детский хор. Нужно отметить, что Ц. Кюи очень грамотно совместил музыку со словами И. Белоусова.

        

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: