Влияние природы на духовный мир ребенка - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 173
  • Скачиваний: 5

Когда у В. Бланки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и
птиц?

Он вспоминал детство, Зоологический музей, когда его водил отец, и му-
чительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих
давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то чтобы наша
земля не превратилась в огромный "Зоологический музей", чтобы каждое сле-
дующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. При-
рода - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность че-
ловека в природе должна быть разумной, охраняющей и созидающей. В связи
с этим родители должны ознакомить детей с Красной книгой, объяснить поче-
му она так называется. Познакомить ребенка с растениями и животными на-
шего края, которые занесены в Красную книгу. Это обязательно найдет эмо-
циональный отклик в душе ребенка. И в следующий раз, попав в лес или парк
он отметит эти растения. Анализ семейного воспитания показал, что большин-
ство родителей считают ознакомление с природой важным средством воспи-
тания, но вместе с этим не отдают себе отчета в том, что при этом можно ре-
шить много вопросов, они знакомят ребенка с природой стихийно, а это не
дает ребенку возможность "сопереживать" природу.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические пережи-
вания.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально
воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуж-
дает к передаче чувств В слове и деятельности. Необходимо научить ребенка не
только смотреть, но и видеть, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Все
родители ходят с детьми в парк, на дачу, на озеро. Не оставляйте ребенка од-
ного с природой, уделите внимание, вместе с ним побелите деревья, но объясни-
те, для чего вы это делаете, подвяжите сломанную веточку, сейчас, осенью обя-
зательно рассмотрите окраску листьев, суету насекомых готовящихся ко сну.
Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невоз-
можно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому все об-
щение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание
его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту приро-
ды. Придя домой предложите ребенку рассказать папе, бабушке, маме, сестре,
что он видел, дайте бумагу, пусть нарисует, потому что словами ребенок не все-
, гда может выразить то, что его переполняет.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум при-
чинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и рас-
тительному миру, во-вторых, для развития более сложных чувств и качеств: гу-
манизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой
противоречиво: положительно относясь ко всему живому они часто совершают
отрицательные поступки: рвут цветы и тут же бросают их, мучают- "ласкают"
котенка. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина "О любви к живому".

Ребенок пугает голубей - на первый взгляд невинное занятие, но ведь он
развлекается, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают
крыльями и улетают, что его боятся, вот тут, как говорится, и зарыта собака,
здесь корень и первопричина зла. Мы, педагоги, работающие с детьми, отмеча-
ем, что у наших детей недостаточно развито самостоятельное отношение к
природе: ребенок не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные,
сам не обидит котенка, но и не сделает замечание другим ребятам, которые за-
ворачивают его в одеяльце, водят на поводке, а ведь это и отношение людей
друг к другу. Если ребенок с детства не усвоил, что все живое нужно беречь,
уважать, то навряд ли он будет нежно, с сочувствием относиться к товарищам,
родителям. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о
растениях и животных, находящихся дома: "Посмотри, не сухая ли земля в цве-
точных горшках?", "Покорми собаку", "Смени воду кошке". В этом отношении
у нас в детском саду проводится большая работа. Во всех группах есть уголки
природы, где дети учатся ухаживать за растениями, рыбками, попугайчиками.
Спросите ребенка, как ухаживать за комнатными растениями и он расскажет,
может даже то, что не знали, а важно, чтобы эта работа продолжалась и дома.
Но соприкосновение с природой В детском саду не ограничивается уголком
природы, мы водим детей к озеру ,но перед прогулкой на природу, ставим цель,
связанную с восприятием природы, делать это порекомендовали бы и вам. Не
гуляйте просто, учите ребенка общаться с природой. Важно создать эмоцио-
нальный контакт ребенка с природой, пусть побродит, отыщет что-то нео-
бычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья,
просто поглядит вокруг себя .Конечно эмоциональное отношение ребенка во
многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда
родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во
время прогулок и наблюдений. Возможно связь этического и эстетического спо-
собствует формированию действенной любви к природе. И те родители, кото-
рые постоянно общаются с природой, уверены, что их ребенок вырастет с бога-
тым духовным запасом.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: