Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Осенний калейдоскоп»
Цель:
Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
Задачи:
- Уточнить знания названий осенних месяцев.
- закрепить умение сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода осени (ранняя или начало осени, середина осени, поздняя осень).
- Уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы, подготовке животных к зиме.
- Развивать память, внимание, познавательные интересы и связную речь детей.
- Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование и материалы: жетоны в виде осенних листочков, изображения птиц и диких животных, картинки с изображением ранней и поздней осени, изображение дерева, яблоки для угощения, дипломы.
Ход:
Дети предварительно разделены на 2 команды (желтые и оранжевые).
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня проведём интересную викторину. Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно отгадать загадку:
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?
Ведущий: Правильно, это осень. И сегодня мы с вами устроим осеннеесоревнование и узнаем, какая команда больше знает об этом времени года.
Объяснение правил проведения викторины.
1 конкурс – разминка «Осенние загадки»
(загадки поочередно загадываются каждой команде, за каждый правильный ответ – жетон- желтый или оранжевый листочек)
- Яблок краснобоких,
Полные корзины,
Убирают с поля
Урожай машины.
Сладко пахнут дыни,
Винограда гроздья.
Кто их нам приносит?
Ну конечно (осень).
- Стал холодным ветер.
Лес все листья сбросил.
Солнце светит редко.
Часто дождь идет.
Птичек говорливых,
Снова клин уносит.
Проводили лето,
И встречаем? (Осень)
- Август месяц хлопотливый -
Спеют яблоки и сливы,
Спеют персики и груши.
Только успевай их кушать,
А вот клены во дворе
Опадают в … (сентябре)
- Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
- Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют. (листья)
- Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает… (иней)
- Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
- Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)
Ведущий: Молодцы.
2 конкурс капитанов
Ребята, а давайте вспомним осенние пословицы.
Пословицы.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Коли ясно, то и осень прекрасна.
От осени к лету, поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок- зимой будет пирожок.
3 конкурс «Опиши осень»
Каждой команде предлагается картинка с изображением ранней и поздней осени, команды должны описать каждая свою картинку.
-Ведущий: Посмотрите внимательно на свою картинку и попробуйте определить, какая осень изображена на вашей картинке – поздняя или ранняя, докажите это.
Поздняя осень - поздней осенью солнце светит и греет совсем мало, день становится ещё короче, а ночь ещё длиннее, идут холодные дожди со снегом,
ночам бывают заморозки, листьев уже почти не осталось. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Ранняя осень - стоит ясная и солнечная погода, на деревьях разноцветные листья (желтые, красные, оранжевые, небо серо-голубое, созревают овощи и фрукты.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
4 конкурс - игра «Мой вопрос – ваш ответ»
(Каждой команде по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ – очко)
- Осеньюможно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет?
(Ответ и объяснение).
- Осеньювезде слышится пение птиц. Да или нет?
- Осеньюлюди надевают резиновые сапоги и куртки. Да или нет?
- Осенью может пойти снег. Да или нет?
- Для того, чтобы собирать чернику, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет?
- В ноябре в лесу можно увидеть змей, которые охотятся на лягушек. Да или нет?
- Картофель, свёкла и редиска называются корнеплодами, потому что растут в земле. Да или нет?
- Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет?
- В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?
- Медведь во время зимней спячки сосёт лапу, потому что очень хочет есть. Да или нет?
5 конкурс «Кто улетел?»
Перед командами разложены картинки с изображением птиц, необходимо правильно выбрать перелетных и зимующих птиц.
Динамическая пауза.
Ведущий:
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
-Правильно, это ворона и она приглашает вас поиграть с ней.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.
6 конкурс: «С какой ветки эти детки?»
Ведущий: Следующий конкурс называется «С какой ветки эти детки?». Сейчас я вам раздам картинки с изображением деревьев, а вы должны будете назвать их. Затем раздам картинки с изображением плодов этих деревьев. По моей команде «Детки, найдите свои ветки!» вы должны подобрать к каждому дереву соответствующий плод. За правильно выполненное задание вы получаете по 1 баллу – листочку. Итак, начали!
7 конкурс- игра «Четвертый лишний».
- береза, рябина, ель, дуб
- воробей, аист, журавль, ласточка
- синица, снегирь, ворона, цапля
- картофель, огурец, морковь, свекла
-клюква, черника, яблоко, брусника
- помидор, горох, огурец, репа
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша замечательная игра…
Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца,
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа и настала
Эта драгоценная пора…
А сейчас настало время узнать имя победившей команды. Просим обе команды посчитать свои жетоны. (Во время подсчёта играет музыка).
Подведение итогов. Награждение участников дипломами.
- Молодцы, ребята! Вы заработали много листочков и я предлагаю вам приклеить эти листочки на наше дерево и еще раз полюбоваться тем, какие деревья осенью красивые. А осень угощает вас своими дарами – яблоками.