Рациональное планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду обеспечивает систему работы, позволяет охватить весь объём программных задач. Как правило, воспитатели много внимания уделяют планированию и организации образовательной работы с детьми на занятиях, забывая, что учебная деятельность – это далеко не главный и далеко не единственный вид деятельности дошкольника. Каждый отрезок времени в режиме дня, каждый режимный процесс можно и нужно использовать для расширения кругозора и познавательного развития детей.
Ребёнок не станет полноценной личностью без гармоничного общения с окружающими его людьми – источниками внимания и поддержки, партнёрами по игре и труду, носителями знаний об окружающем мире.
Система воспитания дошкольников должна быть ориентирована в первую очередь на личностное, индивидуальное развитие ребёнка.
Современная дошкольная педагогика обладает целым рядом практических разработок и новаторских достижений по развитию навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения дошкольников. Особое внимание при этом уделяется первым часам пребывания детей в детском саду. От правильной их организации зависит настроение, эмоциональная и познавательная активность ребёнка, его желание общаться с взрослыми и сверстниками.
Тематика недель охватывает всё содержание работы с детьми дошкольного возраста, рекомендованное государственной программой .Учтены также разнообразные интересы детей и проблемы, которые требуют помощи взрослых.
В соответствии с темой каждой недели подобраны стихотворения, пальчиковые гимнастики, игры-тренинги или минутки вхождения в день, помогающие сплотить детский коллектив, способствующие формированию внимательного отношения друг к другу, снижающие раздражительность и агрессию. Для создания соответствующего настроения при их проведении можно использовать музыку.
В рамках тем разработаны беседы с детьми для каждого дня недели, которые часто сопровождаются рассматриванием картин или иллюстраций. Содержание бесед постепенно погружает детей в тему, а в конце недели обобщаются полученные знания, происходит обмен впечатлениями, раздумьями и переживаниями. Кроме того, в соответствии с темой недели для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли исследователя.
Главное условие такого познавательного общения – добровольное участие каждого ребёнка. Общение может быть организовано с подгруппой и целой группой детей. Возможен вариант проведения бесед с отдельными детьми.
Результаты позволяют сделать вывод, что предлагаемая система работы способствует психическому и личностному росту детей, помогает им адаптироваться в условиях детского сада, развивает навыки социального поведения, уверенность в себе, самостоятельность.