Условия создания ситуации успеха
Ситуация успеха состоит из ряда этапов, которыми являются:
- диагностика способностей ребенка. Здесь проводится анализ возможностей и способностей ребенка, определяется, в каких сферах он может пережить успех,
- производится анализ конкретных условий, в которых ребенок сможет проявить свои возможности,
- прогноз успеха, выявление в коллективе детей тех, кто более или менее способен в конкретном виде деятельности,
- проектирование условий успешной деятельности.
В процессе создания ситуации успеха необходима атмосфера одобрения и радости. У ребенка должен отсутствовать малейший страх перед поставленной перед ним задачей. При этом педагог всегда подбадривает ребенка фразами: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку. Если что-то не получится сначала, всегда можно попробовать снова.
Важно создать мотив. Имея мотив, ребенок понимает, зачем следует стремиться к успеху, что это даст ему, для чего вообще нужно что-либо предпринимать.
Следующим условием является настройка на результат. Для этого педагог дает вначале ребенку простые задания, с которыми он быстро справляется. Чувствуя уверенность в себе, воспитанник без страха приступает к выполнению более сложных заданий. Важным условием является направление деятельности воспитанника по пути успеха. Педагог использует своего рода скрытую инструкцию.
Например, советуя ребенку: «Давай начнем рисовать вот с этого уголка…», «Обрати внимание на эту композицию…»).
Очень важно педагогическое внушение, представляющее эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, в результате чего ребенок начинает успешно действовать.
Далее необходима положительная оценка полученного ребенком результата, при которой ребенок чувствует радость успеха. Педагог находит в труде ребенка его сильные стороны и достижения, на которых и акцентирует внимание.
Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, педагог тем самым, формирует у него мотивацию достижения. По мнению исследователей, мотивация достижений не является врожденной, а формируется у детей в возрасте 5-6 лет. Если она сформирована вовремя, ребенок может успешно учиться в школе, ставить перед собой задачи и самостоятельно добиваться результативности.
Таким образом, этапы создания ситуации успеха способствуют ее формированию и закреплению, в результате чего удается добиться поставленных задач.