УДИВИТЕЛЬНЫЕ ГАММЫ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 219
  • Скачиваний: 19

ЦЕЛЬ

Раскрыть значение игры гамм на фортепиано.

ЗАДАЧИ 

1. Показать основные звуковые задачи при игре гамм.

2.Артикуляционные задачи.

3.Ритмические задачи.

4. Поэтапный рассказ работы над гаммами в младших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель фортепиано Сарыбаева Ж.Т.

 

 

 

ВКО

КГКП ДМШ

с. Опытное поле

2019-2020 гг.

 

ЦЕЛЬ:

Раскрыть значение игры гамм на фортепиано.

ЗАДАЧИ:

1. Показать основные звуковые задачи при игре гамм.

2.Артикуляционные задачи.

3.Ритмические задачи.

4. Поэтапный рассказ работы над гаммами в младших классах.

 

Введение

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты комплекса так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Но, выучив таблицу умножения в младших классах, не твердим же мы её всю оставшуюся жизнь! А вот гаммы нужны пианисту всегда. Они «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному исполнителю, - замечает К.Черни. – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним».

Черни прав: и при воспитании пианиста, и для поддержания должного уровня мастерства без овладения гаммовым комплексом, без постоянной работы над ним не обойтись. Одни только этюды проблемы не решают. Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда они бывают освоены до конца – играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками. А чтобы выучить этюд как следует, нужно немало времени. Гаммовый комплекс осваивается сравнительно легко и сразу же начинает приносить плоды. Стоит заметить, что в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и развивается наравне с правой.

Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена, ещё в клавирной педагогике. Но только к концу 18 – началу 19 столетия, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное исполнительство, гаммовый комплекс и в первую очередь гаммы становятся, по выражению Черни, «основой» фортепианного обучения, и им уделяется самое большое внимание. Работа над гаммовым комплексом оставалась краеугольным камнем технического воспитания пианиста на протяжении всего 19 века. А на рубеже столетий, когда проблемы технического развития становятся предметом специальных исследований и вызывают оживлённые дебаты, отношение к гаммам как к обязательному тренировочному материалу оказывается уже неоднозначным. Так, например, в истории советской фортепианной педагогики был период (в 30-х годах 20 века), когда развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм, педагоги старой школы тайком проходили их со своими учениками… К счастью, этот период длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.

С. Рихтер никогда не играл гаммы, в то время как Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни. Нас воспитали на гаммах и уже выработался рефлекс на повседневное их «употребление», но несмотря на это гаммы-очень многими нелюбимая вещь. Я решила провести опрос среди своих учеников и выяснить, чем им не нравятся гаммы.

Значение гамм в игре на фортепиано

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику).

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Основные звуковые задачи при игре гамм:

1.Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato.

2.Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3.Развивая мелодическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4.Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5.Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Подготовительные упражнения для освоения игры гамм в младших классах

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку.

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Упражнение играем с подтекстовкой.

Закрутися, закрутись, ты веревочка моя,

Раскрутися, раскрутись, ты веревочка моя.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».

  1. «Квинты» - играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения использую подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

  1. «Часы»- играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. Затем чередуем терции 1-3, 3-5. Упражнение играем с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо, мирно говорят:

Тик-так, тик-так…

5. «Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:

Зайка - ушастенький, ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

Затем переходим к игре звукоряда по позициям (позиция, где не требуется подкладывания 1-го пальца) с использованием подтекстовки:

Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.

После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении. При исполнении используем подтекстовку:

Все куда-то разбежались,

Заскучали и примчались.

Параллельно знакомимся с расходящейся гаммой. Пробуем сыграть 2-мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся»Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5. Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении.

И, наконец, играем гамму До Мажор в прямом и расходящемся движении.

Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик.

При игре гамм у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1-м пальцем задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому я использую упражнение «Кораблик» - вычленяем то место где играет 1й палец с соседними звуками и нужными пальцами и проигрываем его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом. При исполнении упражнения можно использовать подтекстовку:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении вверх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо. При игре на крещендо мы представляем, что забираемся на гору, при поднятии к вершине идти становится все труднее и труднее, мы затрачиваем больше сил и энергии, а спускаться с горы всегда легче.

При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – это созвучие из трех и более звуков, т.е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т.е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд.

После того, как ребенок усвоил игру трезвучия, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Игра аккордов каждой рукой отдельно в медленном темпе.


 

Заключение

Рука пианиста должна быть «слышащей», любил говорить профессор Ленинградской консерватории С.И. Савшинский. Работа над гаммами помогает воспитать такую «слышащую» руку.

«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьёзной тренировки во всякого рода гаммах, - этого я не представляю».

Выдающийся виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях музыкального образования, если оно методически грамотно и разумно организовано, способно принести огромную пользу для собственно технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре.


 

Используемая литература

1.               Алексеев А.Д. Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев, 1974.

2.               Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 2007.

3.               Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-ХХI, 2003.

4.               Корыхалова Н. Играем гаммы.М., 1995.

5.               Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский композитор, 1978.

6.               Лонг М. Французская школа фортепиано.\ Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966

7.               Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.

8.               Тимакин Е. Воспитание пианиста М., «Советский композитор» 1989

9.               Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.

10.            Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 1999

11.            Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.

12.            Ширинская Н. «Гаммы и арпеджио» учебное пособие «Советский композитор» 1984.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: