УЧИМСЯ У СТАРШИХ
Учись у старших мудрости, мой сын…
Вергилий, древнеримский поэт
Цель урока: формировать умение видеть в людях хорошие качества, достойные подражания.
Задачи урока:
– пробуждать интерес к делам, жизненному опыту и советам старших;
– развивать стремление к новым знаниям через общение и совместные дела с взрослыми;
– воспитывать уважительное отношение к советам людей старшего поколения.
Ресурсы: фрагмент мультфильма «Капризная принцесса»; карточки со словами: вежливость, уважение, взаимопомощь, трудолюбие; сюжетные картинки и полоски бумаги разной длины и формы.
Круг радости
Учитель предлагает учащимся встать в круг, поприветствовать друг друга и произнести слова:
Люблю, когда утро!
Я утро люблю!
Утром к ребятам навстречу бегу!
Вместе дорогою знаний идем.
Вместе играем, себя познаем!
Размышление над ситуацией
Просмотр отрывка из мультфильма «Капризная принцесса» с того момента, когда принцесса просит молока у старой женщины до момента, когда та дает ей совет:
– Дай мне кружку молока, старуха, – говорит принцесса, грубо топая ногой.
– Что ты, милая, да разве так просят? – говорит ей старая женщина.
Пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, самое главное – не забывай прислушиваться к их советам...
– Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?
– Я воспитанный козленок. Вот и все.
– А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
– Ничего такого я, кажется, не говорил, ─ смутился Мармеладик. ─ Однако мне пора.
И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться.
Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь, нагруженную разными покупками, и думает: «Сейчас проверю – научил ли меня козленок старших уважать...»
Поравнялся ослик с лошадью и говорит:
– Здравствуйте, лошадь. Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.
– А еще что? – улыбнулась старая лошадь.
– А еще я вас вперед пропускать постараюсь. А еще, если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
– Прекрасно! – похвалила ослика лошадь. – Но для чего ты мне об этом говоришь?
– Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
– Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе все же один совет?
– Конечно, хочу!
– В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагруженную разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?
– Обязательно! – пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил:
– А можно я сейчас вам помогу?
Беседа
- Как вы думаете, научился ослик уважать старших?
- Какие правила узнал ослик от козленка?
- Чему научился ослик у лошади?
- Какие еще советы вы могли бы дать ослику?
(Ответы учащихся).
Ролевая игра «Тропа путешествий»
По условиям игры класс делится на две группы. Каждой группе предлагается сюжет для разыгрывания ситуаций.
- Ослик встретил медвежонка, который нес полную корзинку малины и бочонок меда.
Представьте, что произошло дальше?
- Возвращаясь домой, Ослик проходил мимо двора, в котором трудились дедушка с внуком, ухаживая за растениями или животными.
Представьте, что произошло дальше с Осликом?
Цитата урока
Учитель обращает внимание учащихся на слова древнеримского поэта Вергилия:
«Учись у старших мудрости, мой сын…».
- Как вы думаете, что такое мудрость? (Ответы учащихся).
Домашнее задание
– Подготовьте рассказ о том, чему вы научились благодаря советам взрослых.
Круг «От сердца к сердцу»
Каждый учащийся называет те качества, которым он хочет научиться у старших: «я учусь у старших пониманию, вежливости, честности»…