Учимся дружить
Мир людей – непрекращающееся общение и взаимодействие их друг с другом. Нарастающая напряженность в современном обществе порождает проявление агрессии, ненависти, что может привести к необратимым последствиям в будущем. Основная причина данного кризиса - дефицит толерантности, отсутствие у людей способности к ненасильственному воздействию.
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования гуманных взаимоотношений между дошкольниками, так как именно этот возрастной период наиболее синситивен для вхождения ребенка в социальный мир и обеспечивает непрерывность социально- нравственного становления личности. В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых,- общение со сверстниками. Взаимодействие между детьми на основе интереса друг к другу, личной симпатии наиболее устойчиво и благоприятно для развития игр. Если они дружат, их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг другу и в повседневной жизни. Дружеские отношения способствуют становлению понимания и оценки себя. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку друзей. При этом самопознание осуществляется не через выявление своих возможностей в практической деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим детям.
Только общаясь со сверстником, ребенок может стать равным партнером в общении. При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Иная деятельность, даже самые совершенные занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры.
Поскольку воспитатель- значимая для ребенка фигура, именно на нас ложится основная ответственность за построение того типа общения, который выступит в качестве наиболее благоприятных контактов, условий для установления дружеских отношений. Наша функция, функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитатель организует специальную работу по формированию дружеских отношений со сверстниками. При этом необходимо соблюдать ряд условий:
- помнить, что каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников;
-обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников;
-соблюдать педагогический такт, который служит одним из главных проявлений мастерства воспитателя. Поскольку тактичное отношение- это уважение к личности ребенка;
-систематически обращать внимание детей на проявление дружеских взаимоотношений со сверстниками в процессе разных видов деятельности;
-сделать традиционным проведение с детьми бесед о дружбе(«Добро не требует награды», «О заботливом отношении к сверстникам», «Что значить хорошо, дружить?», «Если заболел друг» итд.)
Эта тема очень актуальна в наше время.
Актуальность темы:
Становление нравственной личности:
Умение общаться
Строить и поддерживать дружеские взаимоотношения.
Сотрудничать и сосуществовать с людьми.
Работая над ней, я поставила цель: формировать у детей дошкольного возраста гуманные взаимоотношения со сверстниками.
И задачи:
- расширить представление о понятии «дружба»;
-развивать способность к эмоциональному сопереживанию,
- формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков.