Учим детей любить природу через игровую деятельность - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 64
  • Скачиваний: 13

 «Учим детей любить природу через игровую деятельность»

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                     В. А. Сухомлинский.

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого- педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова,П.Г.Саморукова,С.Н.Николаевой,Н.А.Рыжовой,А.В.Староверова и др.) указывается на необходимость использовать дошкольный период для осознанно правильного отношение детей к природе, освоению элементарных природоведческих знаний о живой и неживой природе, воспитание элементарного чувства ответственности за все живое и практической деятельности в природе, что и является показателем степени экологической культуры детей.

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с этим возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

 «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

                                   А.М. Горький

Нашу работу по экологическому воспитанию детей мы построили через игровую деятельность. Так как этот прием влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры  формируются у детей моральные навыки поведения в природе.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры мы включали во все режимные моменты для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Играя с детьми,  формировали первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивали способности детей к познанию мира природы. Формировали навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучали элементарным нормам поведения в природе. Воспитывали гуманное отношение к живым организмам.

При отборе экологических игр  мы старались соблюдать следующие требования:

  • подбирали игры с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
  • игровые действия производились в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
  • в играх решали не только задачи экологического образования, но и обеспечивали решение общих задач воспитания и развития детей;
  • игры, в которых давалась возможность детям применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
  • прослеживали связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.

 Дидактические игры:   «Кто где живёт?», « Домашние и дикие животные», « Что растет в поле?»( на огороде, в саду, в лесу», « Какого растения не хватает?», «Чьи детки на ветке» , «Зоологическая столовая», « Путаница», « Найди дерево или куст по описанию», « Живые цепочки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.

Игры – предложения: «Что было бы…», «Весной листья на деревьях растут, а зимой…», «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…»,  «Птицы могут летать, потому что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.

Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы: «Что такое природа», «Почему идет дождь» и др. В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.

Подвижные игры:  « Лохматый пёс», «Перелет птиц», «Найди свой листок», «Собери урожай» и др., способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями и является.

Сюжетно-ролевые  игры: «Магазин (овощи или фрукты), «Путесшествие в лес», «Зоопарк» и др. Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе.  Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

 Игры - драматизации и театрализованные игры проводятся на основе литературных произведений: «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Утка с утятами», «Красная шапочка» и др. Дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы.  

Строительные игры с природным материалом ( песок, глина, желуди, листики, шишки, камешки, снег, вода и т.др.), через такие игры  дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.

Успех нашей работы  зависел и от тесной взаимосвязи со специалистами. В работе стремились к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.  Так же  успех  зависел от взаимосвязи родителями. Мы проводили индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформляли родительские уголки, устраивали выставки и др.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности о проблемы и получить желаемый результат в экологическом воспитании детей.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: