Творческая деятельность детей в формате «здесь и сейчас»: методы и приёмы, способствующие развитию творческой одарённости в рамках предметной области «Филология». Из опыта работы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 115
  • Скачиваний: 0

«Творчество... есть цельное,

органическое свойство человеческой природы.

Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое»

Ф. М. Достоевский

Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески, продуктивно решать те или иные задачи. Проблема творчества, споры о которой не утихают, становится настолько актуальной, что её можно назвать «проблемой века».

Творчество понимается как процесс развития личности человека. Творчество – это всегда привнесение в мир чего-то нового.

Казалось бы, в арсенале современного педагога великое множество форм, методов и приёмов, отвечающих все требованиям новых ФГОСов, но, общаясь с коллегами, понимаешь, что какие-то из них работают неэффективно, элементы других слишком сложны.

К современному уроку предъявляются многие требования, одним из которых является формат, так называемый «здесь и сейчас». Поскольку непременным атрибутом и урока, и внеурочной деятельности является проектно-исследовательская деятельность, остановлюсь на тех формах работы, которые систематически использую в педагогической деятельности и могу с уверенностью сказать, что они эффективны, результативны.

Среди методов активного творческого обучения особую значимость для меня имеет так называемый метод «Инсайт». Его активно используют наши коллеги из Белоруссии. «Инсайт» - это новое, оригинальное решение проблемы, нестандартное видение обычного предмета в необычном свете. Особенно успешно этот метод используется при изучении новой темы.

Например, на уроках русского языка мы часто работаем с «портретом слова». Сначала подбираем слова с одинаковым корнем (например, «существительное» - «существо», «сущий» - «существующий» и т. д); затем проводим параллели между словами; потом, используя приём «устного словесного рисования» «рисуем» слово, используя мимику, жесты, пантомиму (невербальные средства общения).

Интересным приёмом словотворчества является приём «фантазии в строчке», когда предлагается только начало поэтических строк, а остальное необходимо продолжить. Это могут быть и перефразированные начальные строчки из стихотворений поэтов-классиков. Главное – заранее оговорить, какая это должна быть рифма (парная, кольцевая, перекрёстная). С удовольствием сочиняют свои первые творения и поэтические этюды ученики 5-6 классов.

Прием «Бег ассоциаций» относится к активным методам обучения, его целесообразно использовать на уроках русского языка и литературы, начиная с 5-го класса. Он позволяет систематизировать полученные знания путем сравнения нового с уже имеющимся опытом. Приём задействует подсознание, чувственную сферу восприятия, а потому способствует более прочному усвоению нового знания, оживляет познавательную деятельность и, в итоге, работает на развитие мотивации к обучению. Этот прием может использоваться на разных этапах урока.

Например, при построении проблемного урока «Бег ассоциаций» может помочь в постановке проблемы. На других уроках метод можно использовать на этапе осмысления нового материала, закрепления. Особенно действенен прием для уроков развития речи, или при использовании для закрепления какой-то языковой формы.

Допустим, на уроке литературы задаётся главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы. Например, при изучении повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» ребята используют ассоциативный ряд, связанный с ассоциациями со словом «кладовая»: «место для хранения чего-либо»; «помещение для запасов» и т.д. Но здесь же используется метафорическое словосочетание «кладовая солнца», что может быть в этой кладовой? Порассуждайте об этом.

Приём «Экскурсия в слово» можно использовать на протяжении всей школьной жизни: новые слова, а также устаревшие понятия зачастую требуют углублённого толкования, а не поверхностного изучения. Этот приём неизменно привлекает и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций.

На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что «порох» – слово из ряда «прах», «порхнуть», а «яства» предназначены для того, чтобы «ясти». Разнокорневые паронимы «давить – довлеть» оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.

Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке. Например, в начале изучения темы «Главные и второстепенные члены предложения» (5кл.) я приношу в класс необычный, непонятный предмет, помещаю его в коробку («нечто с другой планеты»). Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И последовали вопросы:

- Что это? -Что он делает?  Какие у него свойства? Где применяется?  Как? Для чего? И т.д.

Каждый ответ рождает новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение – в них отражены.  Конечно, игровые технологии в старшей школе использовать неуместно, а вот в 5-6 классах подобные задания проходят с удовольствием.

К творческим формам работы в формате «здесь и сейчас» относятся творческие диктанты.  Я строю работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А. М. Пешковского – Л. В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Для учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы использую творческие «Пробы пера».  Творческие задания представлены либо в виде проблемной ситуации, либо предполагают создание собственного продукта на основе предложенного.

Примерами заданий могут быть: «Я начну, а ты продолжи...» (закончить можно правило по русскому языку, биографическую справку о писателе или поэте, и т.д.). Или ещё вариант. На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени. Внимательно прочитать высказывания, выбрать одно из них – по своему усмотрению, определить тему и сформулировать главную мысль (идею) этого высказывания. Выразить свои мысли в небольшом тексте-рассуждении. Напр. Война превращает в диких зверей людей, рождённых, чтобы быть братьями (Вольтер). Подобные задания направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения.

Все перечисленные формы, методы и приёмы работы можно умело сочетать, варьировать, применять фрагментарно в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

- аргументация актуальности принятой для исследования темы,

- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

- обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,

- определение методов исследования, источников информации,

- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,

- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

На уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности, в рамках кружка «Юный журналист», активно использую метод творческих проектов.  Главными достоинствами этой формы обучения считаю следующие:

1)    Формат «здесь и сейчас». Девиз любого творческого проекта – «Всё интересное и самое лучшее рождается здесь и сейчас».

2)    Актуальность. В центре – ученик, индивидуальность, его активное участие в работе творческой группы. А всё, что мы делаем, это важно и нужно как для каждого из нас, так и для всей группы (команды творцов, писателей, актеров, режиссеров и т.д.).

3)    Комфортность. Каждый участник группы (команды) выбирает себе роль по желанию. В течение учебного года каждый ученик может применить свои знания, умения в качестве писателя, декламатора, актера, сценариста и т.д. Создание комфортной ситуации часто создаю с помощью приятной, спокойной музыки, которая звучит как фон.

4)    Ситуация успеха. Создать ситуацию успеха для каждого, научить детей слушать и слышать, понимать не только себя, но и другого – постулаты на наших уроках творчества.

5)    Сотрудничество. Я – с учениками, это не значит, что я «над ними». Именно в творческо-непринуждённой, свободной обстановке сотрудничества рождаются интересные творческо-исследовательские проекты.

В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А. Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: