Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушкщ наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу,
Лексико-грамматические игры и упражнения
- «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
- «Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит. Робот стоит, а мишка сидит. Машина едет, а самолет летит. Мячик скачет, а шарик висит. Гномик прыгает, а кукла спит.
- «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.
Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
- «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
- .«Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
кукла — куколка, матрешка — матрешечка, мяч — мячик.
- Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
Развитие связной речи
- Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»1.
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М: Просвещение, 1989.
Сенсорное развитие
- «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
- Выполнение инструкций логопеда.
— Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
— Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
— Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек. Работа над звуковой стороной речи
- «Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
- «Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик — кубик; бан-бан-бан — барабан; ла-ла-ла — юла; лет-лет-лет — самолет; на-на-на — машина; ка-ка-ка — куколка; Физкультминутка-логоритмика
- Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Но назад идет отряд, Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый