Тематическая подборка игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 105
  • Скачиваний: 11

Методические рекомендации по использованию тематической  подборки игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего- подготовительного  дошкольного возраста.

Актуальность:  В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому  считаю необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка.  

Почему взяла выше указанную тему: У детей нашей группы наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.

Возрастная группа: Дети старшего-подготовительного дошкольного возраста.(5-7 лет).

Методика проведения; Игры и задания, направленные на развитие произволь­ности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли» («Волшебные мешочки», «уходи грусть»).

Игры-драматизации.  «Театр моды».

 Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт  «Зеркало»

Коммуникативные упражнения»Зеркало»

Мимические и пантомимические этюды «Вхождение в картину»  

Тематическая подборка  «игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей  старшего –подготовительного дошкольного возраста.»

                                                               

Название игры

Базовая эмоция

Цель

Ожидаемый результат

Краткое содержание игры

Материалы и оборудование

1. «Волшебные мешочки»

 Злость, обида, радость, веселье, доброта, интерес. .

 снятие психонапряжени детей.

Дети научились выражать свое эмоциональное состояние   мимикой,    движениями, речью;   узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить

Воспитатель предлагает детям  сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, воспитатель мешочек завязывает и прячет. Затем воспитатель предлагает детям второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр. (например бантик, шарик, мягкий ватный комочек).

Два мешочка.

2. «Грустный и веселый мешочек»

 Злость, обида, радость, веселье, доброта, интерес

развитие эмоциональной сферы дошкольника, снижение эмоционального напряжения, формирование способности управлять своими чувствами.

 Дети научились выражать свое эмоциональное состояние   мимикой,    движениями, речью;   узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить

В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения.

Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным: это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами.

  3.

«Уходи, злость, уходи!»

Злость,

Обиду сменили

Спокойствие, Доброта.

снятие агрессивности.

  Дети научились  распознавать у себя и других эмоцию гнева,

  выражать свое эмоциональное состояние   мимикой, движениями с предметами, фразами;   узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить, умение управлять своим поведением.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Подушки, диски с музыкой.

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр моды».

Застенчивость, Смущение, Неловкость, интерес к происходящему  сменят  Радость, Восторг. Гордость интерес.

развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания окружающих, воспитывать радость, гордость за сврих друзей

Дети научились выражать свое эмоциональное состояние   мимикой,   движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других  детей;  Стали более общительно, взаимодействовать со сверстниками на равных; Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей.

Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием.  Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем — дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями.

 Вариант 2. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:

за самую очаровательную и обаятельную улыбку;

за самые веселые глаза и т.д (награды получают все)

магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».

5.

«Зеркало

 Интерес,  

Печаль Грусть     Тревога  

Радость Восторг Надежда

учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать симпатию.

Дети  Знакомы  с некоторыми базовыми эмоциями.  . Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

 .

Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями

По желанию детей.

6. Игровое упражнение на эмоции «Вхождение в картину»

  Радость, горе, удивление. испуг

 

 

 

 Расширять у детей круг понимаемых эмоций;

 умение детей средствами мимики пластики и пластики придумать и изобразить образы дуба, плакучей ивы, гордой сосны, испуганной ёлочки

Дети научились выражать свое эмоциональное состояние   мимикой, жестами, в рисунке, движениями; 

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

 

  Этюд «Хорошая погода,  Плохая погода Детям предлагается  рассмотреть  картину в центре творчества   пейзаж) Вопрос: – Какое  настроение вызвала у вас картина? Изобрази образ испуганной ёлочки, могучего дуба, испуганных воробьёв.Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных, подбирают к каждому образу , а затем к картине в целом..2. Этюд «Если бы погода на картине изменилась»Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех,  на картине закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились. Вопрос: – Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде? Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму. 3. Рисование эмоций Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление. «Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с воспитателем.).

Репродукции картин «Летний день» , «Гроза».

 

 

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: