Основной характерной чертой русской литературы является наличие в ней «сквозных» тем. Так, одной из них является тема пути - дороги в русской литературе.
Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь.
Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.
В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».
Для Н. В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.
Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.
Таким образом, тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока. Поэтому, думается, эту тему удобнее будет раскрывать на произведениях малых, лирических, жанров. Среди них стихотворения А.С. Пушкина «Бесы», «Бесы», М.Ю. Лермонтова «Тучи», Н.А. Некрасова «Железная дорога».
Планируемые результаты:
предметные: выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы; роль изобразительно- выразительных средств в создании художественного образа; комментировать, анализировать, сравнивать литературные произведения, создавать письменные и устные монологические высказывания;
метапредметные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с различными источниками информации, осуществлять информационную переработку текста.
Виды учебной деятельности:
рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений;
репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера, составление сравнительной таблицы;
продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений;
поисковая: индивидуальные сообщения;
исследовательская: сравнительный анализ.