Тема:
«Таблица умножения и денения с числом 6 »
3 класс
УРОК МАТЕМАТИКИ
(технология деятельностного метода обучения)
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 6».
Цель: составить и выучить таблицу умножения и деления на 6.
Задачи
1) формировать умения применять таблицу умножения и деления на 6.
2) закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.
3) закреплять умения решать задачу разными способами и уметь выбирать наиболее рациональный способ решения.
4) воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
- интерактивная доска, карточки, смайлики, сигнальные карты, схемы-опоры, таблица умножения.
Ход урока
- Организационный этап урока.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
- Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к учебной деятельности.
– Ребята, на доске девиз нашего урока: «С хорошим настроением принимайся за работу!»
Работа в тетрадях:
– Запишите в тетрадях число. Классная работа.
Минутка чистописания
- Найти волшебную цифру
- Чему равно загадочное число 69 ( как вы его нашли?)
6+6+6+6+6+6+6+6+6+6+9=
Заменим умножением 6*10+9
– Давайте повторим правильное написание цифры 6.
(После объяснения и показа учителем, дети прописывают, чередуя число 6 с числом 69, устно дают характеристику написанным числам)
- Постановка задачи.
На прошлом уроке мы с вами составляли таблицу умножения на 2,3,4,5 и деления с эти числом, а дома вы должны были их выучить. Сегодня мы с вами проверим и закрепим знание уже изученной таблицы умножения.Но урок будет не обычный. Мы отправимся в сказку. Но прежде чем мы туда попадем, нужно проверить, насколько вы готовы к путешествию. Проверим, как вы выполнили домашнее задание, вам нужно было решить примеры на порядок действий. Если все совпадает, ставьте рядом знак «+», а если вы у себя нашли ошибку, зачеркните карандашом, а потом разберетесь, в чем ошиблись, и исправите.
А ну-ка послушайте:
Я на балу никогда не бывала
Чистила, мыла, варила и пряла
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
Как вы думаете кто это?
Золушка
– Да это сказка «Золушка» Шарля Перро. Шарль Перро был придворным поэтом. Но очень любил сказки, поэтому начал сам писать их. На экране высвечиваются слова: придворные, стражники, карета, кучер, упряжка. Дети сами объясняют слова. На прошлом уроке я предложила вам прочитать эту сказку. Вы с ней уже знакомы
Мы сегодня на уроке будем не только учениками, а станем волшебниками. Потому, что только волшебники творят чудеса. И мы должны обязательно помочь Золушке для этого нам нужно выполнить все задания Мачехи.
- Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: «Успею ли я на королевский бал?»
- Не волнуйся, Золушка ребята тебе помогут.
- Правда, ребята? (Да)
- На уроке мы будем закреплять полученные знания по теме « Табличное умножение и деление», cоставим таблицу умножения и деления на 6.
закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.
Будем закреплять умения решать задачи разных видов и уметь выбирать наиболее рациональный способ решения.
Продолжим работу над воспитанием культуры общения, умение работать индивидуально и коллективно
- IV. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
- Составьте из чисел 2,6 и12 3,6 и 18 4,6 и 24 5,6 и 30 все возможные равенства.
2*6=12 6*2=12 12:6=2 12:2=6
- Каким правилом вы воспользовались при составлении 1 и 2 равенства? 3 и 4?
(Перестановка множителей, нахождение неизвестного множителя)
(Учитель открывает на доске эталон.)
a· b = cc : a = b b · a = cc : b = a |
- Повторите эти правила, проверьте в паре друг друга.
- Найдите значения следующих выражений.
(Учитель открывает на доске задание)
3*6=18 6*3=18 18:6=3 18:3=6
4*6=24 6*4=24 24:6=4 24:4=6
5*6=30 6*5=30 30:6=5 30:5=6
6+6
V.Работа по теме:
- Прочитайте выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 6.)
- Какое выражение лишнее?
(Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
- Работа в парах.
Учитель:
- Подумайте, как изменить это выражение, чтобы его можно было отнести к этой группе?
(Выслушиваются разные гипотезы детей (6 ∙ 5+ 6)
Учитель:
- Сколько всего раз взяли по 6?
- Как это записать? (6+6+6+6+6+6)
- А как по-другому можно записать?
- 6 ∙ 6
- - Что помогло вам быстро выполнить это задание?
- (Мы эти случаи умножения уже выучили ранее)
- - Ребята, как вы думаете, что нужно знать, чтобы решить последнее выражение?
- (Знать таблицу умножения на 6)
- -Так какая будет тема нашего урока?
- (Изучение таблицы умножения и деления на «6»)
(обратное действие умножению ) 36:6=
Учитель:
48 |
42 |
6*8= : 6=8 8*6=:8=6 |
Составление выражений
6*7= : 6=7
7*6= :7=6
6*9= : 6=9 9*6=: 9=6 |
54 |
- Физкультминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я (семья)
Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
- Фронтальная работа – составление таблицы в учебнике с.105
- Работаем в учебнике, заполняем таблицу умножения и деления на 6
( с комментированием )
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на «6»)
- С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 6?
(6 умножить на 5, будет 30.)
- С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (6 умножить на 6.)
- Какую еще таблицу нужно составить? (на число 6)
- Каким свойством умножения будем пользоваться? (переместительным)
- С какого случая вы начнете составлять таблицу умножения на число 6? Почему?
-Какие еще таблицы можем составить? (деления на 6, деления с ответом 6)
- Как из первой таблицы составить таблицу деления на число 6?
- Какое правило нужно применить? (нахождение неизвестного множителя)
- Как из третьей таблицы составить четвертую?
- Почему в ней нет первого выражения?
- Ребята, а где мы можем проверить, правильно ли мы составили таблицу умножения и деления на 6? (в таблице умножения)
(Учащиеся проверяют свои ответы по эталону - по таблице умножения)
- Итак, сделайте вывод.
( Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на «6».)
VI.Закрепление изученного.
Золушка мечтает о красивом наряде, но без вашей помощи ей не обойтись. Решите задачи, и тогда Золушка сможет отправиться на бал.
- Золушка посадила 36кустов роз в 4 ряда, сколько кустов роз было
посажено в один ряд?
- На помощь к Золушке прилетело40 голубей, улетело в 8 раз меньше. Сколько голубей осталось?
- На праздник 56 яблокЗолушка разложила в вазы, по 7 яблок в каждую. Сколько было ваз?
- Для бальных платьев сестер, Золушка пришила по 6 жемчужин на
каждое платье. Сколько жемчужинбыло пришито?
Золушка поблагодарив Крестную фею , спешит на бал.
Какое предостережение сделала ей Фея? (ответы детей)
Что необходимо помнить Золушке, что бы не ошибиться? И почему?
( электронные часы- ночь 24.00 )
Своей «волшебной работой» мы помогли создать для Золушки из
тыквы карету, из мышек – лошадей, из крысы – кучера.
Помоги Золушке добраться до королевского дворца.
Для этого необходимо найди , чему равно расстояние, если известно что расстояние между точками равно 8 км?
8х5= 40 (км)
Самоконтроль с самопроверкой.
Сам король вышел навстречу Золушке. Ей нужно поскорее подняться по ступенькам, а вам правильно найти корни уравнений.
1 уровень :у х 6=2448:х=6
2 уровень : 6 х У=54-69х4:У=6
3 уровень : 25:5 хУ=54-24(284-236):У=6
- Прочитайте задание.
- Выполните это задание самостоятельно.
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу .Проверка организуется на доске.)
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод.
- Знать алгоритм решения уравнений.
- Нужно еще потренироваться и повторить изученные табличные случаи умножения и деления на 6.
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод.
Мы все хорошо потрудились.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Какова была цель сегодняшнего урока?
(Составить таблицу умножения и деления на 6.)
- Удалось ли достичь цели?
- Трудно ли было решать новые выражения? (Ответы детей)
- Мы помогали Золушке выполнить задания Мачехи, чтобы она смогла попасть на бал, потому что Золушка:
- Мне (не) понравилась Мачеха и ее дочери , так как они:
- скромна - ленивы - злы - неуважительны - грубы, высокомерны |
- трудолюбива,
- добра
- почтительна
- ласкова
- Ребята, а какое у вас настроение сейчас?
Дерево успеха
VIII. Домашнее задание:
- Дома сделайте задание - № 5, стр.106, № 7*, стр. 107