Современные проблемы в преподавании информатики - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 95
  • Скачиваний: 19

Статья

«Современные проблемы в преподавании информатики»

Молодая, но в тоже время стремительно развивающаяся научная дисциплина «Информатика», появилась впервые в школьных программах, начиная с 1985 года, и носила название «Основы информатики и вычислительной техники».

В сборнике «Становление информатики» дано следующее определение: «Информатика – комплексная, научная, инженерная наука, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, функционирования машинизированных систем переработки информации, их применение и воздействие на различные области социальной практики». В определении четко прослеживается связь между возникновением информатики за счет развития компьютерной техники, а кроме этого то, что информатика – это следствие развития ЭВМ. Предметом изучения информатики является структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с информационными процессами.

Вследствие введения в школах нового предмета, в учебные планы всех педагогических высших образовательных учреждений с 1986 года был введен курс «Методика преподавания информатики», объектом которого является обучение информатике. Затем, согласно классификации научных специальностей, этот раздел педагогики, исследующий закономерности обучения информатики на современном этапе ее развития, в соответствии с целями получил новое название: «Теория и методика обучения информатике».

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается: школьному курсу уже три десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли недавно и до сих пор не получили глубокого теоретического обоснования и длительной опытной проверки. Отсюда, можно изложить наиболее главные и острые проблемы преподавания информатики:

  1. В настоящее время существует мало учебной литературы по методике преподавания информатики, за счет стремительного изменения целей, содержания и структуры курса школьной информатики, существующие пособия не могут в полной мере отображать состояние дела в обучении информатике. В основном в пособиях рассматривают общие вопросы методики преподавания информатики (предмет и функции методики преподавания информатики, методическая система обучения информатике, нормативная база преподавания информатики, теория и технологии проектирования и организации учебного процесса на уроках и вне). Среди них, в первую очередь, можно выделить пособия А.И. Бочкина и М.И. Лапчика.
  2. Являясь самостоятельной наукой, информатика вобрала в себя знания других наук, поэтому учителю нужно ориентироваться в проблемах философии, математики, физики, языкознании, экономики и так далее. Именно поэтому, очень важна согласованная работа всех учителей – предметников.
  3. Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.
  4. На уроках информатики в школе и вне, компьютер используется учащимися как объект изучения: у них формируются базовые знания, умения и навыки при работе с компьютером, но в тоже время персональный компьютер – это средство и инструмент обучения. Из-за неодинакового уровня материального благополучия семей, учащиеся школы имеет разную возможность использования персонального компьютера для выполнения домашних и практических работ, что нужно учитывать при организации учебного процесса.
  5. При выполнении заданий за персональными компьютерами на уроках, как правило, количество компьютерной техники недостаточно для получения и закрепления практических навыков у каждого школьника.
  6. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок. Выходом из данной ситуации можно считать активное использование ресурсов сети Интернет, использование тестов, письменных работ, индивидуальных заданий.
  7. В связи с доступностью и проникновением компьютера во многие сферы человеческой деятельности стимул и интерес к изучению предмета снижается.

Условия, которые создаются с помощью персонального компьютера, должны способствовать формированию мышления учащегося, ориентировать на поиск связей и закономерностей.

Подводя итог, следует сказать, что, прежде всего учитель, преподающий предмет, должен сам отлично владеть всеми инструментами и методами, которые позволят вывести учебный процесс на самый высокий уровень.

Список литературы

 

  1. Агапова О.И., Швец ВМ., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекстный подход // Вести, высшей школы. 1987. N 12.
  2. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. N 5.
  3. Иванов М. «Пути совершенствования методов преподавания в школе» // Современная высшая школа. 1982. N 3.
  4. Информатика. Учебник. 7-9 класс /Под ред. проф. Н.В.Макаровой.- Спб.:Питер,2002.
  5. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987 г.
  6. Петровский А.В., Н.Н.Нечаева «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в обучении" 1987.
  7. Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра //Информатика и образование, 1990, №4.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. - М.: Юрист, 1997.

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: